Вопрос 2: Раскрыть связь педагогики с другими науками. Описать систему педагогических наук

 

В процессе развития в педагогике стали формироваться и выделяться от­дельные научные дисциплины, сложилась целая система педагогических наук.

Современная педагогика представляет собой весьма разветвленную си­стему научных дисциплин и отраслей, находящихся на разных стадиях сво­его развития и определенным образом между собой связанных. Историче­ски первой появившейся педагогической наукой была общая педагогика, в которой оформились два раздела педагогики — «Дидактика» и «Теория вос­питания». В XX в. сложились еще 2 раздела — «Общие основы педагогики» и «Школоведение». В отдельную группу выделяются частные методики — предметные дидактики, исследующие специфику применения общих законо­мерностей обучения к преподаванию отдельных учебных предметов.

В педагогической литературе выделяется классификация педагогиче­ских наук (табл. 1). Все разновидности педагогики имеют свой предмет исследования и в то же время составляют взаимосвязанную систему, до­полняют друг друга и постоянно развиваются.

К настоящему времени педагогика оформилась как многоотраслевая наука, функционирующая в тесной взаимосвязи с другими научными дисциплинами.

Связь педагогики с другими науками имеет два аспекта: первый — использование педагогикой идей других наук для разработки воспитатель­ных теорий, другой — заимствование другими науками ее отдельных ме­тодов и методик исследования.

Педагогика находится в тесной взаимосвязи с эстетикой, этикой, фи­лософской антропологией, социологией, медициной, психологией, анато­мией, физиологией.

Таблица 1.