Понятие туристского бизнеса, значение его в экономике страны

Туристский бизнес - одна из наиболее быстро развивающихся отраслей мирового хозяйства она входит в число трех крупных отраслей народного хозяйства нефтедобывающей промышленности и автомобилестроения и во многих странах мира занимает лидирующее положение, например в странах Европы, Азии, Америки.

Туристский бизнес привлекателен для предпринимателей по разным причинам:

- небольшие стартовые инвестиции;

- растущий спрос на туристские услуги;

- высокий уровень рентабельности;

- минимальный срок окупаемости затрат.

Эффективность туризма складывается из следующих функций:

1.Туризм - источник валютных поступлений и средство для обеспече­ния занятости населения страны.

2.Туризм расширяет вклады в платежный баланс страны.

3.Туризм способствует диверсификации экономики, развивая отрасли,
обслуживающие сферу туризма: строительство, торговлю, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления, связь и т.д.

Помимо явной прибыльности, туризм на Западе является мощным фактором усиления престижа страны, роста ее значения в глазах мирового сообщества и рядовых граждан. Кроме того, туризм имеет социальное значение как фактор повышения образовательного уровня людей.

Туристская отрасль оказывает существенное влияние на международные связи, стабилизируя отношения между странами и регионами.

Всемирная туристская организация опубликовала прогноз развития туризма до 2020 года (таблица 1).

Развитие туризма по регионам будет неравномерным: самые высокие темпы роста ожидаются в странах Азии и Тихого океана, в Европе и Америке они будут ниже общемировых (таблица 2). Доля этих двух регионов в прибытии туристов упадет с 79,1% в 1995 г. до 62,6% в 2020 г. Доходы от туризма увеличатся в пять раз: с 399 млн. долл. в 1995 г. до 2 трлн. долл. в 2020 г. Также увеличатся затраты туриста на одно путешествие: с 707 долл. в 1995 г. до 1248 долл. в 2020 г. (или в 1,8 раза).

 

Таблица 1 - Количество прибытий международных туристов в 1995-2020 годах, млн. чел.

Регион Прогноз
2020, в%к1995
Европа 214,0
Восточная Азия / Тихий океан 547,5
Америка 256,8
Африка 375,0
Средний Восток 492,9
Южная Азия 475,0
Всего 284,0

Как видно из выше представленных данных, самой посещаемой страной в 2020 г. должен стать Китай. Высокие темпы роста ожидаются также в Гонконге и России. Доля Китая и Гонконга составит 12,3% общемирового потока туристов.

 

Таблица 2 - Страны - лидеры по приему туристов в 2020 году

Страна Количество прибытий туристов, млн. чел. Доля в мировом потоке, % Среднегодовой рост в 1995-2020 гг., %
Китай     137,1 8,6 8,0
США 102,4 6,4 3,5
Франция 93,3 5,8 1,8
Испания 71,0 4,4 2,4
Гонконг 59,3 3,7 7,3
Италия 52,9 3,3 2,2
Великобритания 52,8 3,3 3,0
Мексика 48,9 3,1 3,6
Россия 47,1 2,9 6,7
Чехия 44,1 2,7 4,0
Всего 708,8 44,2 42,5

Особенно серьезные изменения прогнозируются в России: в 2020 г. количество въезжающих туристов в 1,5 раза превысит количество выезжающих за ее пределы. Больших успехов среди европейских стран достигнет Чехия.

Наибольшая туристская подвижность населения ожидается в Нидерландах, Германии, Великобритании, Канаде и Японии, где на одного жителя страны будет приходиться по 1,5-2 поездки за границу в год. В большинстве других стран, входящих в первую десятку, туристская по­движность заметно ниже (таблица 3).

 

Таблица 3 - Страны - лидеры по выезду туристов в 2020 году

Страна Выезд туристов, млн. чел. Доля в мировом потоке, %
Германия 163,5 10,2
Япония 141,5 8,8
США 123,3 7,7
Китай 100,0 6,2
Великобритания 96,1 6,0
Франция 37,6 2,3
Нидерланды 35,4 2,2
Канада 31,3 2,0
Россия 30,5 1,9
Италия 29,7 1,9
Всего 788,9 49,2

 

В России туризм - развивающаяся отрасль, и влияние туристской индустрии на экономику страны пока незначительно. Оно адекватно вкладу государства в развитие данной отрасли, финансирование которой, как и других отраслей социальной сферы, производится по остаточному принципу. Неразвитость туристской инфраструктуры, невысокое качество сервиса, устойчивый миф о России как о стране повышенного риска привели к тому, что в настоящее время на нашу страну приходится около 1% мирового туристского потока.

 

 

2.3 Международные и российские туристские организации. Государственное регулирование туристкой деятельности в России.

 

Международные коммерческие и некоммерческие туристские организации. Всемирная туристская организация, Российские туристские организации и ассоциации, Федеральное агентство по туризму.

Международный туризм берет свое начало в середине XIX века, а со второй половины XX века он приобрел всеобъемлющий характер. Во многом столь бурный рост международного туризма связан с образованием в октябре 1945 года Организации Объединенных Наций (ООН) и ее органа - ЮНЕСКО (Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры). ЮНЕ­СКО в 50-х годах разработала программу развития туризма, которая способствовала превращению туризма в наиболее быстро развивающуюся отрасль.

В 1963 году в Риме состоялась конференция ООН по международному туризму и путешествиям, на которой был создан Международный союз официальных туристских организаций (МСОТО), который затем в 1968 году был преобразован в международную Всемирную туристскую организацию (ВТО). Главной целью деятельности ВТО было провозглашено осуществление международного сотрудничества государств в сфере туризма.

Основными задачами ВТО являются:

- оказание помощи международному туризму с целью развития туристской отрасли экономики стран - членов ВТО и укрепление дружеских и культурных связей;

- борьба против любых препятствий свободному международному передвижению людей;

- сбор и последующее распространение технической информации по всем видам туризма;

- научно-исследовательская работа в области туризма;

- координация туристской деятельности в региональ­ном и межрегиональном масштабе;

- сотрудничество с ООН и другими международными организациями, заинтересованными в развитии туризма.

На сегодняшний день ВТО объединяет министерства по туризму, генеральные комиссариаты, генеральные директораты и официальные национальные организации более чем 100 стран мира. В качестве официальных рабо­чих языков приняты английский, французский, испан­ский и русский.

Устав ВТО был принят 27 сентября 1975 года и, начи­ная с 1980 года, этот день отмечается как Всемирный день туризма.

Каждые четыре года ВТО созывает сессии Генеральной ассамблеи, между которыми работает исполком Генеральной ассамблеи ВТО.

Важным событием в деятельности ВТО стала Всемирная конференция по туризму, состоявшаяся в Маниле (Филиппины) с 27 сентября по 10 октября 1980 года. На конференции были рассмотрены вопросы ответственности государств за развитие туризма и ряд актуальных проблем, таких как: «Человек - организатор своего отдыха», «Регулирование спроса и предложения в туристской сфере», Научно-техническое сотрудничество в области туризма», «Подготовка кадров для индустрии туризма» и др. В заключительном документе нашли отражение совместно выработанные в ходе обсуждения рекомендации. Этот документ получил название Манильской хартии по международному туризму.

На своей шестой сессии (17-26 сентября 1985 гида, г. София) ВТО утвердила «Хартию туризма» и «Кодекс туриста», а также приняла специальные резолюции о роли туризма и молодежном туризме.

К всемирным организациям относятся также Всемирная федерация ассоциаций туристских агентств (ФУААВ), созданная в 1966 году. Всемирная ассоциация туристских агентств (ВАТА).

Значительное влияние на развитие туризма оказывают всемирные транспортные и гостиничные организации, которые участвуют в различных видах обслуживания туристов: Международная ассоциация по воздушным пере­возкам (ИАТА), объединяющая около 130 крупнейших авиакомпаний. Международная гостиничная ассоциация (МГА), которая включает более 3000 международных гостиниц в 130 странах мира и 77 национальных гостиничных ассоциаций.

Все вышеперечисленные организации являются коммерческими. Помимо них существуют различные международные некоммерческие организации содействия туризму. Основными из них являются:

1 Международный туристский альянс (АИТ), объединяющий в своем составе автоклубы, кемпинг-клубы, туринг-клубы и другие подобные

организации;

2 Международная академия туризма, которая занимается проблемами туристской лексики и фразеологии, унификации и перевода терминов на

другие языки;

3 Международная ассоциация научных экспертов по туризму (АИЕСТ), которая способствует развитию научных контактов между специалистами, занимающимися проблемами международного туризма, оказывает помощь научным туристским центрам и организует научные съез­ды, конференции;

4 Международная федерация журналистов и писателей (ФИЖЭТ), объединяющая национальные ассоциации и объединения журналистов и писателей, занимающихся вопросами путешествий и международного туризма.

В большинстве западных стран действуют правительственные некоммерческие организации по туризму, которые обычно входят в состав министерств и ведомств, осуществляющих, в том числе и международную деятельность: министерства и ведомства иностранных дел, национальной экономики, информации и т.д.

В соответствии с ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (24.11.96 № 132-ФЗ) основными целями государственного регулирования туристской деятельности являются:

- обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий;

-охрана окружающей природной среды;

- создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов;

- развитие туристкой индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий, "создание новых рабочих мест, увеличение доходов государства и граждан Российской Федерации, развитие международных контактов, сохранение объектов туристского показа, рациональное использование природного и культурного наследия.

Приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются:

- поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма;

- создания нормативных правовых актов, направленных на совершенствование отношений в сфере туристской индустрии;

- содействия в продвижении туристского продукта на внутреннем и
мировом туристских рынках;

- защиты прав и интересов туристов, обеспечения их безопасности;

- лицензирования, стандартизации в туристской индустрии, сертификации туристского продукта;

- установления правил въезда в Российскую Федерацию, выезда из России.

В России координацию деятельности туристских предприятий с 18 ноября 2004г. осуществляет Федеральное агентство по физической культуре и спорту, а делами индустрии гостеприимства занимается - Федеральное агентство по туризму (ФАТ). Появление ФАТа большинство специалистов туристской отрасли расценивают как значительный шаг вперед. Новый орган непосредственно подчиняется правительству страны и обладает большими полномочиями и свободой в принятии решений.

Большинство туристских предприятий России объединились в национальные ассоциации по интересам. Основными из них являются:

1. Ассоциация туризма (АСТУР),

2. Национальная туристская корпорация (НТК);

3. Российская ассоциация социального туризма (PACT);

4. Российский союз туристских агентств (РСТ);

5. Туристско-спортивный союз России.

Например, в задачи Национальной туристской корпорации (НТК) входят:

- объединение финансовых и материальных ресурсов туристских, банковских и иных коммерческих структур в це­лях содействия в реализации программ развития туризма;

- создание национальных гостиничных цепей, конкурентоспособных на мировом рынке;

- строительство и реконструкция гостиниц, других туристских объектов и комплексов, их финансирование, ввод в действие и последующая эксплуатация;

- инвестирование проектов, направленных на комплексное развитие регионов, перспективных в области иностранного и внутреннего туризма;

- содействие в привлечении инвестиций, в том числе иностранных, в туристскую индустрию России;

- продвижение национального туристского продукта на внешний и внутренний рынки;

- выполнение функций доверительного управления федеральной государственной собственностью и реализация иных задач в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Национальная Туристская Корпорация может быть основана на смешанном предпринимательском и государственном капитале, а ее деятельность определяется общепринятыми отечественными и мировыми стандартами.

В каждом субъекте Российской Федерации создан комитет или департамент, ведающий вопросами развития туризма в своем регионе.

Предметами ведения Комитета являются:

- реализация политики в сфере туризма, гостиничного хозяйства и курортного дела;

- прогнозирование и региональное планирование развития сферы туризма, гостиничного хозяйства и курортов;

- разработка проектов программ привлечения инвести­ций в развитие гостиничного хозяйства и курортов;

- организация рекламы региона как туристского центра;

- осуществление других функций администраций региона в области туризма и курортного дела в соответствии с действующим законодательством.

Комитет имеет право:

- вносить предложения администрации субъекта РФ о ликвидации подведомственных ему государственных предприятий и учреждений, разрабатывать проекты их уставов, назначать и увольнять руководителей;

- разрабатывать методические материалы и рекомендации по вопросам, связанным с деятельностью комитета;

- подготавливать и представлять в установленном порядке проекты правовых актов по вопросам, отнесенным к ведению Комитета;

- принимать участие в формировании проектов бюджета и смет внебюджетных фондов в подведомственной комитету сфере;

- содействовать развитию международного и внутреннего туризма, гостиничного хозяйства, курортного дела, повышению качества обслуживания туристов и отдыхающих в оздоровительных учреждениях и гостиницах субъекта РФ;

- проводить лицензирование и сертификацию туристской и гостинично-курортной деятельности на территории субъекта РФ;

- рекламировать в средствах массовой информации, печатных изданиях как объект мирового туризма;

- принимать участие в международных туристских выставках от имени администрации субъекта РФ;

- участвовать в проведении мониторинга окружающей среды, разрабатывать и осуществлять природоохранные мероприятия на курортах и в лечебно-оздоровительных местностях, осуществлять контроль за эксплуатацией мест нахождений целебных минеральных вод и лечебных грязей и д.р.

Председатель Комитета возглавляет Коллегию Комитета - общественный орган, в состав которого входят представители комитетов субъекта РФ, ученые и руководители крупных туристских фирм города. В целях развития туризма Комитет имеет право заключать различные соглашения и договоры с органами развития туризма, как в нашей стране, так и за рубежом.

Комитет осуществляет лицензирование международной туристской деятельности. Решение о выдаче лицензий принимает межведомственная лицензионная комиссия, председателем которой является председатель Комитета по туризму и развитию курортов.

Комитет связан прямыми договорами, соглашениями и протоколами о сотрудничестве с рядом субъектов Российской Федерации и органами управления туризмом многих зарубежных стран.

 

2.4. Туризм и экология

 

Одной из характерных особенностей современного этапа развития общества является повышение техногенных факторов загрязнения окружающей среды, что в экстремальных ситуациях приводит к экологическому кризису, в первую очередь туристских ресурсов. Обострение экологической ситуации в мире давно вышло за рамки проблем отдельных стран и регионов, а принимаемые ими меры не адекватны характеру и масштабам угрозы.

Экологичность или не экологичность туризма определяется степенью и характером воздействия индустрии туризма на окружающую среду, то есть на атмосферу, водные ресурсы, почву, флору и фауну. Воздействие, помимо чисто вещественного характера, может быть также шумовым, электромагнитным, радиоактивным и т.д. Граничным пределом экологичности туризма может выступать пропускной потенциал туристского объекта.

Пропускной потенциал — эта та максимальная нагрузка, которую может выдержать тот или иной туристский объект без серьезного ущерба для местных ресурсов, негативного воздействия на впечатления от поездки и без возникновения социально-экономических проблем у населения.

Пропускной потенциал можно разделить на три основных вида:

экологический пропускной потенциал — это уровень посещаемости объекта или местности, превышение которого приводит к неприемлемым экологическим последствиям в результате действий (или естественных процессов жизнедеятельности) самих туристов или вследствие функционирования обслуживающей туризм инфраструктуры;

туристский социальный пропускной потенциал — это уровень посещаемости туристского объекта или местности, превышение которого влечет за собой ухудшение впечатлений от поездки;

местный социальный пропускной потенциал — это уровень посещаемости, превышение которого приводит к негативным последствиям для местной культуры и ухудшению взаимоотношений местного населения с туристами.

Таким образом, пропускной потенциал определяет разумный и допустимый уровень использования ресурсного потенциала территории с точки зрения сохранения, поддержания и восстановления естественных свойств туристского объекта или местности.

 

2.5. Организационные формы и виды туризма

 

Туризм в своем нынешнем виде возник и сформировался в конце XIX века, а истинное интенсивное развитие получил во второй половине XX века.

Туризм выступает в двух ипостасях: как особый массовый род путешествий с четко определенными целями, совершаемых туристами (т. е. деятельность самого туриста), и деятельность по организации и осуществлению (сопровождению) таких путешествий (т. е. деятельность предприятий сферы туризма).

К настоящему времени сложились следующие организационные формы туризма:

• внутренний туризм — деятельность, связанная осуществлением туризма жителями данной страны на ее территории—внутренними туристами;

международный туризм — деятельность, связанная с осуществлением туризма жителями одной страны на территории другой страны. При этом деятельность и предоставление туристских услуг на территории другой страны является выездным туризмом, а деятельность и предоставление туристских услуг на территории страны иностранным туристам — въездным туризмом;

национальный туризм — совокупность деятельности в сфере внутреннего и выездного туризма, то есть обслуживание туристов из числа жителей своей страны;

плановый туризм — любые виды туризма на организованной основе, разрабатываемые и осуществляемые организаторами туризма, то есть предприятиями сферы туризма. Плановый туризм регулируется государством законодательными и нормативными актами. Плановый туризм бывает индивидуальным и групповым. Групповой туризм имеет существенные скидки в цене предоставляемых туристских услуг;

· самодеятельный туризм — специфический вид туристской общественной (любительской) деятельности, осуществляемый на добровольной самодеятельной основе без участия организаторов туризма (туристских операторов и агентств). Такой туризм основывается на деятельности индивидуумов, малых туристских групп, добровольных туристских объединений, союзов и туристских клубов, которые на добровольной основе участвуют в организации и осуществлении туризма, издают собственные нормативные акты, регулирующие туристскую деятельность, проводят походы, туристские слеты и соревнования, издают собственную туристскую методическую литературу и периодические издания;

· социальный туризм — разновидность любых видов туризма, субсидируемая из средств, выделяемых на социальные нужды в целях создания условий для путешествий школьникам, молодежи, пенсионерам, инвалидам, ветеранам войны и труда и иным гражданам, которым государство, государственные и негосударственные фонды, иные благотворительные организации и фонды оказывают социальную поддержку как наименее обеспеченной части населения при использовании ими права на отдых.

Основные виды туризма

Для того чтобы дать наиболее полную классификацию видов современного туризма, используются наиболее существенные признаки, характеризующие тот или иной вид туризма, в частности: основная потребность туристического путешествия; основное средство передвижения в путешествии; средство размещения; продолжительность путешествия; состав группы; основные принципы формирования цены туристического путешествия и т.д.

Вид туризма это понятие, применяемое в науке о туризме для выделения специализированной деятельности, реализуемой в различных туристских целях, используемое в целях статистики.

В зависимости от цели и потребности путешествия:

- лечебный (медицинский) туризм, имеющий несколько разновидностей, обусловленных природными средствами воздействия на человеческий организм: климатолечение, бальнеолечение (лечение минеральными водами), морелечение, грязелечение, плодолечение, молоколечение и т.д. Путешествия совершаются в санатории и другие лечебно-оздоровительные учреждения, расположенные в курортных зонах, на целебных минеральных водах, на целебных грязях, термальных источниках и т.д. Естественные природно-климатические условия всегда эффективно использовались для лечебно-оздоровительных целей. Отели в таких курортах предоставляют услуги врачей, лечебные и оздоровительные процедуры, массажистов и т.п. Однако выбор курорта и использования его целительных свойств должен производиться по рекомендации или назначению врача;

- рекреационный туризм, в основе которого лежит потребность человека в восстановлении своих физических и душевных сил. Этот вид туризма отличается большим разнообразием, он может включать в себя такие программы, как зрелищно-развлекательные, занятия по интересам (охота и рыбная ловля, художественное и музыкальное творчество), обучающие, этнические и бытовые (связанные с изучением национальной культуры и нетрадиционного быта), оздоровительные (связанные с активными способами передвижения). По самой приблизительной оценке известны более 110 видов развлечений, широко используемых в практике туризма;

- спортивный туризм, связанный с занятием каким-либо видом спорта (например, горнолыжным) или посещением каких-либо соревнований (например, Олимпиады, Игры доброй воли, чемпионаты Европы и мира по футболу и т. д.);

- познавательный туризм, связанный с потребностью в расширении знании по различным направлениям, в том числе и экологический туризм, предполагающий посещение охраняемых природных территорий. Объектами туристского интереса являются древние города, музеи, памятники рукотворные и природные, достопримечательности, красивые городские ландшафты, этнические и фольклорные памятники и т.д.;

- туризм с деловыми и коммерческими целями. Деловой туризм — достаточно дорогой вид туризма и приносит значительные доходы фирмам, организующим бизнес-обслуживание. Участники делового туризма — это представители официальных учреждений, совершающих деловые визиты в другие регионы или страны, предприниматели, делегации коммерческих и некоммерческих организаций. Участники делового туризма потребляют большое количество туристских услуг, размещаются в дорогих отелях, заказывают богатую культурную программу, активно покупают сувениры и товары. Повышенные расходы на организацию такого тура объясняются тем, что их практически всегда относят на себестоимость продукции. Некоторые страны вводят специальную визу для делового туризма (Эстония, Финляндия);

- конгрессный туризм, связанный с участием в различных конференциях, симпозиумах, съездах, конгрессах и т.д. Относится к категории делового туризма. Каждый участник такой выездной конференции обычно относит расходы да счета своей фирмы или учреждения, направляющей его на это мероприятие, а, кроме того, участник получает командировочные и поэтому имеет возможность потратить определенные средства. В большинстве крупных отелей строятся специальные конгресс-холлы с оборудованными всем необходимым большими и малыми залами заседаний, бизнес центрами и банкетными залами, транспортными службами и т.д. Организация конгрессов связана с предоставлением участникам до и после основного мероприятия большого количества дополнительных услуг (выставки, банкеты, концерты, музеи и другие). Кроме того, надо учесть, что большинство таких мероприятий собирают от 200 до 500 участников. Дополнительным положительным фактором является то, что конгрессы обычно проводятся в межсезонье, что позволяет загрузить гостиничную базу и рестораны в этот период. Конгрессный туризм требует определенной подготовки организаторов мероприятия, поэтому таким видом туризма занимаются, как правило, специализированные туристские фирмы;

- культовый (религиозный) туризм, подразделяющийся на посещение культовых сооружений в религиозные праздники и посещение святых мест с целью отпущения грехов. Путешествие с религиозными целями — древнейший вид туризма. В силу религиозных убеждений или любопытства люди во всем мире путешествуют, чтобы посетить Святую Землю, Ватикан, Мекку, монастыри и другие святые места. Одними из первых туристов, несомненно, были средневековые паломники. Паломничества совершались и совершаются в наше время в надежде избавиться от болезней, избежать несчастья, искупить грехи. Участие в религиозных церемониях в качестве зрителей также привлекает большие массы туристов, у которых большой популярностью пользуются праздники рождественской недели в Финляндии и других скандинавских странах, католические праздники в Ватикане и другие;

- ностальгический туризм, связанный с посещением мест исторического проживания или совершаемый для встречи с родственниками. Людей, вынужденно или добровольно покинувших родину, в мире довольно много, и неудивительно, что данный вид туризма широко распространен. Ярким примером ностальгического туризма является массовый туризм финнов на Карельский перешеек Ленинградской области и в другие местности вокруг Ладожского озера. В Финляндии созданы даже специализированные туристские фирмы, организующие данный вид туризма;

- транзитный туризм, предполагающий пересечение одной страны с целью посещения другой.

 

Контрольные вопросы:

Необходимость создания туристского рынка в РФ.

Кто осуществляет руководство и контроль за туристской деятельностью в РФ? Функции и задачи.

Как администрация края регулирует и стимулирует предприятия и организации в сфере туризма?

 

Темы рефератов:

Концепция развития туризма в России.

Развитие внутреннего туризма.


Тема 3 Развитие туризма в Краснодарском крае

 

Вопросы темы:

3.1 Основные пути развития туристского рынка в стране и на Юге России

3.2 Основные направления государственной политики развития туризма в Российской Федерации

3.3 Сочи – столица Олимпиады 2014

3.4. Олимпийские инвестиции

 

3.1 Основные пути развития туристского рынка в стране и на Юге России

Туризм, начав свое новое развитие около одиннадцати лет назад, к настоящему времени уже смог заявить о себе как о серьезной и полезной отрасли, как для России, так и для Северного – Кавказского региона.

25 июля 2001 года Правительство РФ на своем заседании одобрило представленный к рассмотрению Министерством экономического развития проект Федеральной целевой программы «Юг России».

Принятие документа, который по своей масштабности, набору проектных мероприятий - впервые в истории страны обеспечивает комплексный подход в использовании ресурсного и кадрового потенциала Юга России. По мнению разработчиков, программа создаст условия для снижения социальной напряженности и укрепления национальной безопасности государства на южном направлении.

Программа прошла всестороннюю экспертизу и согласование. В ее рамках представляется осуществить 737 инвестиционных проектов.

Необдуманность структурных преобразований в хозяйственном комплексе привела к одному из самых высоких показателей безработицы в стране. Более половины населения имеют доходы ниже прожиточного минимума.

Богатейший регион России в то же время является дотационным. Неустроенность людей приводит к конфликтным ситуациям, в том числе и на этнической почве. Не случайно Северный Кавказ является одним из самых напряженных регионов на территории страны. Решать все эти накапливавшиеся годами проблемы необходимо комплексно, без промедления и при государственной поддержке.

Программа «Юг России», охватывает комплекс политических, организационных, правовых, экономических, социальных, научно-технических и многих других задач. Документ разработан для субъектов РФ составляющих Южный регион (республика Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия-Алания, Краснодарский, Ставропольский края, Ростовская область. Структурно программа носит не локальный, узконаправленный, а комплексный характер, что явно способствует развитию не только субъектов Юга России, но и страны в целом.

Ведущее место в программе отведено курортно – оздоровительному комплексу. Основные усилия направлены на сохранение и развитие общекурортной инфраструктуры и жизнеобеспечения, развития туристского комплекса в соответствии с требованиями, предъявляемыми к курортам Федерального и мирового значения.

Программа должна укрепить финансовое состояние предприятий округа, создать более одного миллиона рабочих мест за счет развития санаторно-курортной деятельности.

Главная цель концепции туризма: создание современного, высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса. Обеспечивающего с одной стороны широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и зарубежных граждан в туристских услугах; с другой стороны – значительный вклад в развитие экономики страны, в т.ч. за счет: налоговых поступлений в федеральный бюджет; притока иностранной валюты; сохранения и рационального использования культурного природного наследия.

Концепция развития санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края на 2003 - 2010 годы.

В приложение к постановлению Законодательного Собрания Краснодарского края от 17 июля 2003 г. N 292-П отражена Концепция развития санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края на 2003 - 2010 годы.

Основные вопросы рассматриваемые в Концепции:

1. Современное состояние санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края

2. Курортно-рекреационный потенциал Краснодарского края

2.1. Природно-климатический потенциал Краснодарского края

2.2. Природные лечебные ресурсы Краснодарского края

2.3. Основные экологические проблемы санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края

3. Государственное регулирование и нормативно-правовое обеспечение дальнейшего развития санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края

4. Основные направления развития санаторно-курортного и туристского комплекса края на 2003 - 2010 годы

Концепция развития санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края на 2003 - 2010 годы (далее - Концепция) определяет основные задачи и направления деятельности органов государственной власти Краснодарского края и органов местного самоуправления в Краснодарском крае в области развития санаторно-курортного и туристского комплекса края.

В настоящей Концепции используются следующие понятия:

- концепция - система связанных между собой и вытекающих один из другого взглядов на то или иное явление;

- курорт - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимой инфраструктурой;

- природные лечебные ресурсы - природные факторы, используемые в лечебных и профилактических целях. К основным природным факторам относятся минеральные воды, лечебные грязи и благоприятные свойства климата;

- санаторно-курортный и туристский комплекс - совокупность санаторно-курортных организаций (санатории, пансионаты с лечением, курортные поликлиники, бальнеогрязелечебницы, питьевые лечебницы), средств размещения туристов (гостиницы, специализированные и индивидуальные средства размещения), туристских и экскурсионных фирм, объектов инфраструктуры, органов управления курортами и туристическими центрами, обеспечивающих права граждан на отдых, оздоровление, свободу передвижения и иные права при совершении путешествий; курортное дело - совокупность всех видов научно-практической деятельности по организации и осуществлению лечения и профилактики заболеваний посредством использования природных лечебных ресурсов;

- туристские ресурсы - природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристического показа, а также иные объекты, способные удовлетворять духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил;

- туризм внутренний - путешествия в пределах России лиц, постоянно проживающих в России;

- туризм въездной - путешествие в пределах России лиц, не проживающих постоянно в России;

- туризм социальный - путешествия, субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды;

- объекты туризма - памятники культуры (археологии, архитектуры, истории, искусства) и природы (водопады, пещеры, дендрарии, национальные парки, заповедники, ботанические сады), которые имеют историко-мемориальное, культурно-эстетическое и познавательное значение и обладают привлекательностью для туристов;

- средства размещения - любые объекты (гостиницы, отели и другие объекты), предназначенные для временного проживания туристов;

- малые средства размещения - объекты (дома, коттеджи, квартиры и другие объекты), вместимостью от 5 до 30 номеров, принадлежащие юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям и сдаваемые в наем;

- период максимального развертывания - период летнего курортного сезона (июнь, июль, август).

1. Современное состояние санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края

Санаторно-курортный и туристский комплекс Краснодарского края является крупнейшим в Российской Федерации и состоит из 1 030 средних и крупных средств размещения, представленных 839 санаторно-курортными организациями и организациями отдыха с числом мест 198,3 тыс. единиц, 191 гостиницей с числом мест 21,4 тыс. единиц.

Санаторно-курортный и туристский комплекс Азово-Черноморского побережья Краснодарского края занимает в крае ведущее место по числу санаторно-курортных организаций и их вместимости: его доля по числу санаторно-курортных и туристских организаций составляет 75,6 процента, по числу мест в них - 97,2 процента, по числу отдохнувших в них - 95,0 процентов. Доля предприятий гостиничного сектора составляет лишь 30,9 процента, по числу мест в них - 67,4 процента.

Функционирование санаторно-курортного и туристского комплекса Азово-Черноморского побережья Краснодарского края характеризуется сезонностью. Так, число мест в период максимального развертывания в 2,7 раза превышает число круглогодичных мест. И если в организациях санаторного типа число мест в период максимального развертывания превышает число круглогодичных мест в 1,3 раза, то в организациях отдыха и турбазах число мест в этот же период превышает круглогодичный показатель более чем в 5 раз.

В настоящее время в Краснодарском крае широкое распространение получили средства размещения вместимостью от 5 до 30 номеров, принадлежащие индивидуальным предпринимателям и предназначенные для проживания туристов (неорганизованных отдыхающих). Большинство таких объектов строится и вводится в эксплуатацию как индивидуальные жилые дома. Число мест в таких средствах размещения практически сравнялось с коечной емкостью всего санаторно-курортного и туристского комплекса края и в несколько раз превышает номерной фонд традиционных гостиниц.

Малые средства размещения, принося минимальные налоговые доходы в бюджеты всех уровней (около 3 процентов), не восполняют в полном объеме финансовые расходы от использования ими сетей инженерной инфраструктуры (водоснабжение, канализация и так далее).

Необходимо оперативное решение этой проблемы с целью полноценного вовлечения малых средств размещения в санаторно-курортный и туристский комплекс края на общих правах с другими организациями.

Основными препятствиями для получения достоверных стоимостных оценок масштабов санаторно-курортного и туристского комплекса края и его влияния на экономику Краснодарского края являются отсутствие необходимой государственной статистической информации о деятельности санаторно-курортного и туристического комплекса и слабая экономико-статистическая изученность туристской деятельности как на уровне края в целом, так и на уровне муниципальных образований.

Особенностью современного этапа развития туризма является формирование цивилизованных рыночных отношений в сфере туризма.

Возрождается внутренний туризм. Разрабатывается новая государственная концепция развития туризма в условиях рыночных отношений, расширяются международный туристский поток и география туристских поездок. При этом приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего и въездного туризма.

На развитие санаторно-курортного и туристского комплекса края и на аналогичные комплексы Российской Федерации в ближайшие годы (2007 - 2010 гг.) будут влиять следующие факторы:

- структурные и качественные реформы, проводимые в экономике туризма: изменение форм собственности и смена собственников, дальнейшее сокращение числа государственных объектов санаторно-курортного и туристского назначения, изменение законодательной базы;

- значительное снижение уровня доходов населения, связанное с пиком платежей по государственному внешнему долгу, колебаниями валютных курсов и политическими и военными конфликтами;

- снижение загрузки большинства здравниц в результате резкого сокращения бюджетного финансирования социального туризма;

- снижение финансовой устойчивости, ценовой и сервисной конкурентоспособности организаций санаторно-курортного и туристского комплекса края в связи с сокращением туристских потоков, ростом налогов, земельных и коммунальных платежей;

- несоответствие существующей материально-технической базы санаторно-курортного и туристского комплекса края требованиям платежеспособного клиента.

В результате комплексного воздействия этих и других факторов на финансово-хозяйственную деятельность организаций санаторно-курортного и туристского комплекса края уже сегодня резко снизилась их рентабельность, многие здравницы не имеют свободных финансовых средств, необходимых им для реконструкции собственных основных фондов и внедрения инноваций.

Прямые и косвенные доходы от туризма могут резко сократиться, что негативно скажется на финансовом положении как самого санаторно-курортного и туристского комплекса края, так и на экономике курортных городов и районов края.

Главным направлением в развитии средств размещения должна стать реконструкция существующего фонда санаторно-курортного и туристского комплекса края с незначительным увеличением его вместимости и доведение его комфортности до среднеевропейского уровня.

При этом финансирование строительства новых средств размещения и реконструкция действующих средств размещения должны вестись частными и корпоративными инвесторами.

Весь объем бюджетного финансирования санаторно-курортного и туристского комплекса края необходимо направить на реконструкцию существующих и строительство новых инженерных сетей, модернизацию городских коммуникаций (прежде всего очистных сооружений, водоводов, сети тепло- и энергоснабжения), развитие транспортной системы, пляжного хозяйства, инфраструктуры развлечений.

Реализация задач, стоящих перед санаторно-курортным и туристским комплексом края, станет возможной только при наличии выверенной маркетинговой стратегии и тактики, включая коммуникационную составляющую по продвижению курортного и туристского продукта на внутреннем и международном рынках.

2. Курортно-рекреационный потенциал Краснодарского края

2.1. Природно-климатический потенциал Краснодарского края

Азово-Черноморское побережье Краснодарского края представляет собой сложившийся курортно-рекреационный регион, являющийся юго-западной границей России. Береговая линия проходит по Черному и Азовскому морям на протяжении 1 160 км.

Восточный берег Азовского моря сложен озерно-аллювиальными отложениями, поэтому испытывает значительное опускание и наибольшую интенсивность размыва.

Черноморское побережье включает в себя Таманский полуостров и Кавказское побережье от Анапы до устья реки Псоу. Абразия берегов, сложенных коренными породами, и размыв пляжной полосы охватывают почти весь берег (до 85 процентов).

На большей части побережья между Адлером и Туапсе естественные пляжи очень узкие или полностью отсутствуют. Таким образом, практически вся береговая линия Черноморского побережья требует искусственного образования пляжей.

Следует отметить, что ведомственный подход к использованию пляжей, нарушение требований природоохранного, водного и земельного законодательства при их эксплуатации, отсутствие мониторинга их состояния со стороны соответствующих государственных служб привели к возникновению ситуации, при которой на отдельных участках побережья Черного моря начали резко уменьшаться размеры пляжной полосы. В частности, такие случаи отмечены в городе-курорте Анапа и практически на протяжении всей береговой полосы от города Туапсе до города Сочи.

Так, на протяжении от Туапсе до Адлера пляжи, прилегающие к железной дороге в качестве гидротехнических сооружений (120 км особо охраняемых природных территорий), Северо-Кавказская железная дорога считает своей полосой отвода, что приводит к возникновению конфликтов между Министерством путей сообщения Российской Федерации, санаторно-курортными организациями и администрациями курортных территорий при использовании пляжей для целей рекреации.

Нерациональный подход к прогнозированию и использованию пляжных ресурсов привел к ощутимой нехватке общегородских (муниципальных) пляжей. Дефицит пляжей наблюдается на участках побережья в пределах Геленджикской группы курортов протяженностью 17,5 км и рекреационной площадью 10,7 га и на участках побережья в границах Большого Сочи протяженностью 8,8 км и рекреационной площадью 31 га.

Резервные площади рекреационных пляжей отмечаются лишь на сравнительно небольших участках побережья: на участке курорта "Головинка" (в пределах Сочи) и участках побережья поселка пансионата "Гизельдере" и села Шепси на территории Туапсинской группы курортов.

Названные факты являются достаточным условием для создания системы планомерного формирования курортных территорий, включая объекты инженерного обеспечения и защиты прибрежных территорий, объекты эксплуатации берегозащитных, противооползневых и других сооружений, а также пляжи, которые имеют многофункциональное назначение (лечебно-рекреационное, инженерное, берегозащитное, налоговое, имущественное и другое).

В настоящее время проведение берегозащитных и других работ по инженерной защите пляжей практически не ведется, многие существующие берегозащитные сооружения, в том числе и пляжи, требуют реконструкции или восстановления для выполнения своих непосредственных функций, как гидротехнических, так и рекреационных, так как без пляжей развитие курортов на Азово-Черноморском побережье Краснодарского края практически невозможно.

Прекращение работ по созданию систем инженерной защиты территорий курортов ведет к потере устойчивости участков пляжей, активизации негативных процессов, разрушению жилых домов, промышленных объектов, инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, угрозе безопасности населения, большому экономическому ущербу, возникновению чрезвычайных ситуаций и катастроф.

Выходом из ситуации, когда ограниченность существующих пляжей сдерживает развитие санаторно-курортного и туристского комплекса края, может быть сооружение пляжных комплексов на искусственной основе.

Отдельные участки от Анапы до Сочи селеопасны. К третьей категории селевой опасности относятся районы Новороссийска и Туапсе. Причиной селей являются гидрографические факторы и антропогенное воздействие (массовая вырубка лесов).

Селевые очаги имеются в верховьях таких крупных рек Черноморского побережья, как Шахе, Сочи, Мзымта, Псоу. В перечисленных реках нередко проходят сели, достигающие берега моря и наносящие большой ущерб курортной зоне. Широко известны значительные разрушения, которые получил Мацестинский курорт, попавший под грязекаменные потоки. На Азово-Черноморском побережье края также широко распространены оползневые явления.

Климат Черноморского побережья Краснодарского края различен. От Адлера до Туапсе сформировался уникальный, единственный в России уголок влажных субтропиков. Это самый северный район этой климатической зоны. Климат побережья от Туапсе до Анапы средиземноморский. Он отличается от сочинского несколько более низкими зимними температурами и меньшим количеством осадков. Климат Азовского побережья умеренно континентальный с чертами морского.

Климатические особенности курортов Краснодарского края характеризуются таким набором средних многолетних параметров и их сочетанием, которые считаются наиболее комфортными, создают наиболее благоприятные условия для укрепления здоровья человека и многократно повышают эффективность санаторно-курортного лечения. В целом рекреационные ресурсы Азово-Черноморского побережья имеют высокую эстетическую, познавательную и оздоровительную ценности и могут быть широко использованы в различных видах туризма.

Наличие большого количества гор в непосредственной близости от хорошо освоенного в рекреационном отношении побережья предоставляет широчайшие возможности для развития в регионе пешеходного туризма, альпинизма, скалолазания, спелеотуризма, различных видов экстремального туризма.

Геологические ресурсы поселка Красная Поляна, наличие высоких гор и соответствующих склонов стали основой для развития здесь в зимний период горнолыжного спорта, а в летний период - различных видов горного туризма.

Целостность природных комплексов, взаимосвязь и взаимообусловленность компонентов в природном комплексе требуют осторожного вмешательства человека в природную среду в процессе хозяйственной деятельности, общения с природой. С этой целью необходимо разработать региональную целевую программу охраны природных комплексов.

2.2. Природные лечебные ресурсы Краснодарского края

Природные лечебные ресурсы Краснодарского края - это минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов, озер, пляжи водных объектов, ландшафтно-климатические и другие условия, используемые для санаторно-курортного лечения и профилактики заболеваний, отдыха и туризма.

Сегодня лечение морем занимает одно из ведущих мест в курортной медицине большинства мировых курортов. Азово-Черноморское побережье края является единственным в России субрегионом, который в полном объеме может предоставить комплекс талассотерапии или приморской климатотерапии.

Уникальность курортам Краснодарского края придает богатейшая гидроминеральная база региона, которая представлена минеральными водами бальнеологического и питьевого профиля, лечебными грязями.

На территории края прошли государственную экспертизу 45 месторождений минеральных вод, еще 173 участка являются перспективными для изучения и дальнейшей разработки.

Необходимо отметить, что на сегодняшний день состояние скважин и большинства минералопроводов оценивается как неудовлетворительное, их износ составляет от 80 до 100 процентов. Практически все эти сооружения нуждаются в модернизации или полной замене. Коммерческие организации, эксплуатирующие их, не стали эффективными собственниками. В результате снижения числа отпускаемых бальнеологических процедур и, соответственно, удорожания эксплуатации месторождений цены на процедуры с использованием минеральных вод и лечебных грязей постоянно растут.

Из-за отсутствия финансовых ресурсов практически прекращены работы по установлению округов санитарной (горно-санитарной) охраны, устанавливающих особый режим хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающих защиту и сохранение природных лечебных ресурсов края. Результатом интенсивного и нерационального использования природных лечебных ресурсов является их преждевременное истощение и загрязнение лечебно-оздоровительных местностей Краснодарского края.

Природные лечебные ресурсы Краснодарского края настолько велики и разнообразны, что создают практически неограниченные возможности для развития климатических (приморских, горных, предгорных, равнинных, степных) бальнеогрязевых курортов для лечения самого широкого спектра заболеваний.

Необходимо провести работы по обобщению всех данных о лечебных ресурсах Краснодарского края с целью создания краевого реестра природных лечебных ресурсов (минеральных вод и лечебных грязей), что позволит иметь четкое представление о возможностях дальнейшего развития гидроминеральной базы и использования столовых и лечебно-столовых вод в целях розлива и пакетирования лечебных грязей.

Несмотря на то, что лечебная составляющая в предлагаемых курортами края услугах постоянно увеличивается, использование в санаторно-курортном лечении природных минеральных вод снижается. Растет тенденция замены их искусственными (суррогатными) или переформированными лечебными факторами с использованием различных видов современного оборудования зарубежного производства.

Поэтому для дальнейшего развития курортов Краснодарского края помимо изыскания новых месторождений природных лечебных ресурсов необходимо создавать новые подходы к лечению минеральными водами и лечебными грязями, разрабатывать новые медицинские технологии и современные методы и методики лечения. Сохраняя уникальность имеющегося опыта организации санаторно-курортного лечения в России, который в 46 странах мира взят за образец, необходимо сформировать новый лечебный курортный продукт, отвечающий требованиям мировых стандартов. Создание такого продукта практически невозможно без проведения научно-исследовательских работ и ведения маркетинговых исследований по его реализации.

Сосредоточение и систематизация всех сведений о природных лечебных ресурсах в одном органе исполнительной власти Краснодарского края, создание и ведение им краевого реестра природных лечебных ресурсов (минеральных вод и лечебных грязей) Краснодарского края позволили бы подойти к созданию краевой программы развития гидроминеральной базы Краснодарского края.

2.3. Основные экологические проблемы санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края

Перспектива развития Краснодарского края как курорта во многом зависит от качества и разнообразия его уникальных природных лечебных ресурсов. Развитие же туризма неизбежно влечет за собой как позитивные, так и негативные для окружающей среды последствия.

Все крупные города Азово-Черноморского побережья края относятся к наиболее загрязненным, а Новороссийск наряду с Краснодаром практически ежегодно включается в список городов Российской Федерации с очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха. Уровень загрязнения атмосферного воздуха в городе Туапсе в последние годы практически не меняется и находится примерно на уровне допустимого, в то же время содержание диоксида азота и бензапирена в нем превышает допустимые нормы в несколько раз. В связи с этим необходимо разработать региональную программу сокращения загрязнения атмосферного воздуха.

До настоящего времени продолжают испытывать острый дефицит воды питьевого качества город-курорт Анапа и города Геленджик и Новороссийск. В то же время, по некоторым экспертным оценкам, запасы пресных вод для питьевого водоснабжения города Геленджика освоены лишь на 20 процентов. Не обеспечены питьевой водой также Ейский, Щербиновский, Темрюкский районы. Износ водопроводных и канализационных сетей с каждым годом возрастает, что приводит к потерям воды и перебоям в водоснабжении.

Критическая ситуация сложилась на очистных сооружениях канализационных систем прибрежной зоны: из 39 глубоководных выпусков сточных вод 11 технически неисправны и подлежат срочному ремонту, 5 требуют удлинения, а из 10 выпусков сброс сточных вод производится у береговой черты. Необходима программа выхода из этой ситуации с соответствующим финансовым обеспечением.

Особое место среди экологических проблем курортов занимает проблема утилизации твердых бытовых отходов. На Азово-Черноморском побережье отсутствуют отвечающие экологическим требованиям объекты (сооружения) по утилизации отходов. Действующие свалки исчерпали свои ресурсы и являются мощным источником загрязнения окружающей среды, нарушают природные ландшафты, занимают значительные площади ценных рекреационных земель. Таким же источником загрязнения окружающей среды являются стихийно образованные свалки мусора.

Особую проблему в регионе Азово-Черноморского побережья представляет собой охрана уникальных природных комплексов, имеющих важнейшее значение для развития курортов и туризма. К сожалению, многие природные комплексы в последние годы претерпели значительные изменения, в основном по причине вырубки лесов, урбанизации причерноморских ландшафтов, общей деградации многих ценных биоценозов.

Значительное количество памятников архитектуры, истории, монументального искусства находится под негативным воздействием экологических и антропогенных факторов, при этом многие из них утрачиваются.

Эти проблемы требуют скорейшего разрешения.

3. Государственное регулирование и нормативно-правовое обеспечение дальнейшего развития санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края

Санаторно-курортный и туристский комплекс края на сегодняшний день не является отраслью народного хозяйства. С введением в действие с 1 января 2003 года постановления Госстандарта России от 6 ноября 2001 года № 454-ст "О принятии и введении в действие ОКВЭД" (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности) организации, по своей сути составляющие единый санаторно-курортный комплекс, отнесены к различным разделам и подраздела ОКВЭД. Так, например, деятельность туроператоров, турагентов и экскурсионных бюро относится к разделу "Вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность", деятельность санаториев и пансионатов с лечением - к подразделу "Деятельность лечебных учреждений" раздела "Здравоохранение", а деятельность гостиниц и прочих средств размещения - к разделу "Деятельность гостиниц и ресторанов".

Единого федерального органа, осуществляющего государственное регулирование в области туризма и лечебного (рекреационного) туризма как его части, в Российской Федерации не существует. Курортным делом занимается Министерство здравоохранения Российской Федерации, а туризмом - Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации. Вследствие отсутствия связи между Минздравом России и Минэкономразвития России проводится несогласованная и разновекторная государственная политика, что, безусловно, отрицательно сказывается на развитии санаторно-курортного комплекса в целом.

Минздрав России в качестве стратегической цели государственной политики в сфере восстановительной и курортной медицины рассматривает обеспечение доступной для всех слоев населения высокоэффективной оздоровительно-реабилитационной и санаторно-курортной помощи, основанной на крупномасштабном государственном финансировании. Но реализация стратегии, выдвинутой Минздравом России, возможна лишь при условии крупномасштабного государственного финансирования санаторно-курортного комплекса.

Минэкономразвития России (Департамент туризма), напротив, придерживается рыночной стратегии, делая основной упор на маркетинговую политику. Сложившаяся разновекторная государственная политика в области санаторно-курортного дела и туризма базируется на действующем в этой сфере законодательстве Российской Федерации, именно поэтому нормативно-правовое поле, регламентирующее деятельность санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края, достаточно обширно (43 основных акта), но во многом противоречиво.

Вышеуказанная противоречивость нормативных правовых актов затрудняет, а зачастую делает невозможным статистическое наблюдение за предприятиями санаторно-курортного и туристского комплекса края, не позволяет в полной мере использовать имеющийся арсенал средств, повышающих качество оказываемых услуг, вести учет налоговых и неналоговых поступлений.

Несмотря на то, что законодательство Российской Федерации и законодательство Краснодарского края, регламентирующие деятельность санаторно-курортного и туристического комплекса Краснодарского края, обширны, существует целый ряд причин, по которым они должны быть дополнены и переработаны. Среди этих причин можно назвать следующие:

- слабое отражение в действующем законодательстве реалий рыночной экономики, в условиях которой функционируют санаторно-курортные и туристские организации; необходимость устранения существенных противоречий, имеющихся в действующем законодательстве;

- необходимость научного обоснования и приведения в соответствие с современными требованиями существующих медицинских стандартов и критериев проведения лицензирования медицинской деятельности санаторно-курортных организаций, аттестации медицинских работников санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края и сертификации оказываемых ими услуг.

С целью преодоления этих негативных явлений Минздрав России и Минэкономразвития России подготовили проекты новых нормативных правовых актов.

Основными направлениями совершенствования законодательства Российской Федерации и законодательства Краснодарского края в сфере санаторно-курортного и туристского комплекса края должны стать:

1) включение вопросов развития санаторно-курортного и туристского комплекса края в долгосрочные программы социально-экономического развития Краснодарского края как приоритетного направления государственной политики;

2) унификация понятийного аппарата в сфере санаторно-курортного и туристского комплекса в соответствии с рекомендациями Всемирной туристской организации и Европейского союза, международными конвенциями и соглашениями, в том числе совершенствование общероссийских классификаторов в части вопросов, отнесенных к туризму и туристской деятельности;

3) дальнейшее совершенствование норм, регламентирующих деятельность санаторно-курортного и туристского комплекса, а также принятие подзаконных актов, направленных на конкретизацию таких норм. Разработка и принятие подзаконных актов, регулирующих предоставление услуг в различных сферах туристской деятельности (культурно-познавательный туризм, конгрессно-выставочный туризм, услуги частных гостиниц, а также туристское обслуживание неорганизованных отдыхающих, экскурсионные услуги), определение порядка осуществления деятельности по продаже прав на клубный отдых, чартерные перевозки воздушным транспортом, морские круизы;

4) разработка и принятие нормативного правового акта о системе туристских обозначений и знаков;

5) разработка и принятие нормативных документов о порядке ведения краевого государственного статистического учета и отчетности в сфере санаторно-курортной и туристской деятельности;

6) разработка и принятие подзаконных нормативных актов о создании и мерах государственной поддержки туристских центров краевого значения, включая вопросы планирования и регулирования туристских потоков на территории края с учетом интересов государства и местного населения;

7) разработка новых стандартов, норм и систем классификации всех сегментов индустрии туризма, отвечающих требованиям Всемирной торговой организации, правилам и стандартам Европейского Союза, внедрение международной системы сертификации услуг в области туризма, в том числе услуг, предоставляемых частными гостиницами;

8) разработка и принятие ряда поправок в действующую законодательную и нормативную базу, а также внесение проектов новых нормативных правовых актов, регламентирующих процесс вовлечения малых средств размещения в санаторно-курортный и туристский комплекс края;

9) разработка нормативных правовых актов о финансовых расчетах в области туризма (дорожные чеки, кредитные карты), выпуске и обращении государственных (муниципальных) ценных бумаг (туристских облигаций), использование которых позволит создать дополнительные источники финансирования объектов индустрии туризма на курортах Краснодарского края.

Реализация поставленных задач в сфере туризма и курортного дела возможна в рамках краевой целевой программы, предусматривающей совершенствование законодательного и нормативного обеспечения деятельности санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края.

4. Основные направления развития санаторно-курортного и туристского комплекса края на 2003 - 2010 годы

Стратегической целью Концепции является формирование условий для создания на территории Краснодарского края современного, конкурентоспособного и высокоэффективного санаторно-курортного и туристского комплекса, доступного для всех слоев населения страны. Предполагается, что данная Концепция станет основой для разработки краевой целевой программы "Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края" на 2003 - 2010 годы. При этом отдельные ее направления (ра