Философия и пограничные (стыковые) науки

 

Одной из важнейших черт современной научно-технической революции является резкое повышение роли пограничных проблем науки, процесс интенсивного взаимодействия и взаимопроникновения наук. Этот процесс связан прежде всего с фундаментальными науками — физикой, химией, биологией и социологией. Признано, что пограничные проблемы являются важнейшими «точками роста» современной науки, без которых была бы невозможна современная научно-техническая революция. Именно этим «точкам роста» обязаны величайшие достижения в современной биологии — раскрытие первых уровней генетического кода и создание молекулярной модели генетических процессов (модель Жакоба и Моно), начало разработки проектов новых ЭВМ, основанных на биологических свойствах, включая способность к эволюции, создание принципиально новых материалов и т. д.

Разумеется, это не означает, что собственные специфические проблемы фундаментальных наук отходят на второй план, однако они получают новый смысл и становятся разрешимыми только при использовании понятий и методов нижележащих наук. Современная химия невозможна без квантовой физики и включает поэтому раздел — квантовую химию. Теория эволюции (СТЭ) и генетика приобрели современный вид на основе применения понятий и методов физики и химии. Особую роль при этом сыграла молекулярная генетика, изучающая молекулярные основы гена, генома, процессов передачи генетической информации, механизмов мутаций и рекомбинаций, связанных с ДНК, РНК, белками.

Выдвижение на первый план пограничных проблем фундаментальных наук предъявило весьма сложные требования к философской науке, которая должна была разработать общую теоретическую концепцию взаимодействия фундаментальных наук, «формулу решения» пограничных проблем. Действительный ответ на этот вызов современной научно-технической революции смогла дать лишь марксистская философия, которая разработала общую концепцию соотношения высших и низших форм материи и, соответственно, «высших» и «низших» наук. Основные контуры этой концепции были очерчены еще Энгельсом на базе ряда рациональных идей, высказанным Гегелем в его «Философии природы».

Концепция соотношения высших и низших ступеней развития, или форм материи, является теоретической основой формулы решения пограничных проблем современной науки — физики, химии, биологии, наук об обществе. Философия пограничных наук составляет сейчас довольно обширную отрасль философской науки, содержание которой невозможно изложить в рамках данного пособия. Читателя, более глубоко интересующегося этой отраслью современного научного знания, мы отсылаем к сборникам «Философия пограничных проблем науки» (Пермь, 1967-1975, вып. 1-8), в которых также приводится достаточно полная библиография работ по данной теме. В пособии будут рассмотрены только некоторые узловые проблемы философской теории .пограничных наук.

Многоуровневый характер каждого объекта ставит перед наукой задачу выработки логической формулы, позволяющей выразить одновременно и то, что, например, живое включает в себя физический и химический уровень, и то, что живое представляет собой целостность, единство. В последние годы получило широкое распространение псевдодиалектическое объяснение объектов, имеющее по существу перечислительный характер. Так, утверждают, что человек имеет биосоциальную природу. Заключая долю правды, это утверждение, делает только первый шаг к объяснению сложной природы человека как многоуровневого объекта. Если быть последовательным, то с такой позиции следовало бы определить человека как бесконечную последовательность уровней: человек — это —... физико-химико-биолого-социальное существо. Однако, включая бесконечное число уровней, каждый объект представляет собой в то же время одно целое, т.е. обладает единым интегративным качеством или сущностью. Человек — это интегрально-социальное существо, включающее в себя бесконечную последовательность качеств. Интегративное качество каждого реального объекта есть интеграция, сплав качеств всех предшествующих уровней развития материи.

Роль низшего, включенного в состав высшей формы материи, выражается понятием основы (base, basis). В русском языке слово «основа», согласно «Толковому словарю живого великорусского языка» В. И. Даля, имеет два важнейших значения — «сущность» и «опора, подножье, фундамент». В объяснении роли низшего в составе высшей ступени развития термин «основа» входит во втором лексическом значении слова. Основа проще того образования, в фундаменте которого она лежит. Философский анализ понятий и языка современной науки показал, что термин «основа» уже давно вошел в понятийный и словарный состав пограничных наук. Центральными и объяснительными понятиями этих наук являются понятия физической основы химического, химической (или, шире, физико-химической) основы жизни, биологической основы человека и общества.

Коренная особенность современной науки заключается в том, что пограничными («стыковыми») проблемами становятся по существу наиболее фундаментальные, основные проблемы: сущности химического, жизни, человека и общества. Эти проблемы уже не могут решаться без участия методов «вышележащих» и «нижележащих» наук. Пограничные проблемы решаются с помощью совокупности методов смежных наук, в основе которой (совокупности) лежит знание о диалектических взаимосвязях высших и низших форм материи.

В совокупности методов смежных наук можно выделить два наиболее широких интегративных метода, определяющих действие специфических методов смежных наук: сведение высшего к низшему и выведение высшего из низшего. Для исследования химизма необходимо научное сведение химических свойств, связей, механизмов к их физическим основам — квантово-механическим явлениям и связям. Понимание жизни обусловлено сведением жизненных явлений к физико-химическим основам. Так, ген стал реальностью для биологии, когда он был сведен к участку цепи молекулы ДНК (цистрону). Невозможно объяснить психическую деятельность животных и человека, не сведя ее, по выражению Сеченова, на ее физиологические нервные основы. Наконец, понять природу человека невозможно, не сведя его сложную трудовую и мыслительную деятельность к физиологическим, экологическим, этологическим и другим биологическим основам.

Научное сведение высшего к низшему не следует отождествлять с механистическим сведением первого ко второму, которое состоит в принципиальном отрицании качественного отличия высшего от низшего, в буквальном сведении одного к другому, в конечном счете — к физическим явлениям («радикальный физикализм»).

Метод научного сведения дополняется методом научного выведения высшего из низшего, который заключается в прослеживании процесса возникновения высшего из низшего, обусловливания низшей основой явления его собственных, высших свойств, процессов и законов. Так, наука выводит жизненные явления из физико-химических, социальные - из биологических, психические - из физиологических. При этом диалектическое выведение означает объяснение того, как из простого, низшего развивается сложное, высшее.

Открытие уровневого характера каждого материального объекта поставило перед философией и частными науками проблему: как взаимодействуют эти уровни в целостном процессе функционирования и развития объекта. На каком из уровней, например, инициируется, т. е. начинается и мотивируется человеческое поведение? С позиций здравого смысла кажется ясным, что таким уровнем должен быть собственно социальный уровень, на котором и должны рождаться человеческие поступки. Однако, с другой стороны, известно, что ни один поведенческий акт, ни одна мысль не могут возникнуть без замыкания определенных нервных физиологических связей в мозгу и, следовательно, «первый шаг» в инициации человеческого поведения должен быть сделан на уровне физиологической деятельности. Но с такой же точно логикой мы должны признать, что физиологические процессы должны быть подготовлены и начаты химическими, а последние — соответствующими физическими и т.д. Поскольку число уровней организации материи бесконечно, секрет инициации любого явления, в данном случае — человеческого поведения переносится в бесконечность! От парадокса бесконечного переноса нас избавляет признание ведущей роли собственно высшего, интегративной природы высшего. Каждая форма материи функционирует и развивается как целостный организованный ансамбль, обладающий определенной вертикальной структурой. Гипотеза о характере этой структуры была высказана автором пособия в 60-е гг.

Что происходит, когда, например, мы делаем какое-то движение рукой? Действие нашей руки осуществляется по команде, возникающей на мыслительном уровне и воплощаемой в определенных нервных сигналах, которые соответствующим образом развертываются в систему мышечных действий. Мыслительный образ, следовательно, вызвал соответствующую ему систему физиологических процессов, которые в свою очередь породили определенные, соответствующие им химические процессы и т. д. Движение руки обусловлено, следовательно, образованием вертикальной структуры, в которой начальному акту — мысли соответствовали совершенно определенные изменения на всех уровнях иерархической системы человеческого организма. Такой вертикальный изоморфизм, т. е. структурное соответствие изменений на всех уровнях иерархической системы человека или другой формы материи, и является механизмом целостного функционирования каждой формы материи.

Пусть некоторый уровень организации материи состоит из элементов а, в, с, которые находятся в определенных связях друг с другом, образующих исходную структуру этого уровня. Допустим, что на основе этого уровня возникает новый, более сложный уровень организации материи. Естественно, что его элементы А, В, С, и Д могут быть построены только из уже наличных элементов а, в и с: ав ® А, ас®В, вс ® С, авс ® Д. Мы получим теперь не одно новое множество элементов — А, В, С, Д, а по существу два, ибо в основе каждого элемента высшего уровня лежат комплексные элементы низшего уровня — ав, ас, вс и авс. Связям элементов А, В, С, Д будут соответствовать связи комплексных элементов. Система элементов высшего уровня, таким образом, несет в своей основе изоморфную (структурно соответствующую) систему комплексных элементов низшего уровня. Это означает, что как элементы высшего уровня, так и их связи имеют свой эквивалент в виде элементов и связей низшего уровня. Система эквивалентов высшего на низшем уровне может быть названа теневой системой, ибо она повторяет систему высшего на своем «языке». Механизм теневой системы имеет всеобщий характер, является важнейшим механизмом взаимодействия основных форм материи. Так, каждый химический элемент имеет свой уникальный физический эквивалент в виде неповторимой совокупности элементарных частиц, сложные химические образования — копию в виде лежащей в их основе физической (квантовой) системы. Жизненные структуры и процессы включают свои «копии» в виде химических структур и процессов. Геном живого организма «повторен» в виде химических генов — цистронов. Наконец, каждый акт человеческого поведения, каждый мыслительный образ имеет свой уникальный физиологический эквивалент или нервную модель.

Изучение теневых систем различных объектов и явлений — важнейшее условие практического овладения и управления этими объектами. Современная наука показала, что управление любыми объектами возможно только при условии овладения методами воздействия на теневые системы этих объектов. Так, генетическими процессами можно управлять, овладев методами воздействия на химические структуры — ДНК, РНК, белки.

Разгадка телепатии?

Понятие теневой системы, по нашему убеждению, дает ключ к объяснению ряда парапсихологических феноменов, прежде всего телепатии. В последнем случае речь должна идти не о мифической «передаче мысли» на расстояние в буквальном смысле, а о передаче на расстояние физического эквивалента мысли, который, естественно, порождает в мозгу реципиента, принимающего «телепатему», соответствующие этому эквиваленту химические и физиологические модели, обусловливающие появление соответствующих им мыслительных образов. Неслучайно поэтому, что «телепатической передаче», если считать этот феномен доказанным, поддаются преимущественно относительно простые образы.

Социальная биология

Одним из интереснейших разделов современных пограничных наук является система наук, возникших на границе между биологией и науками о человеке и обществе, которая может быть названа социальной биологией. Эта система наук изучает различные аспекты биологической основы человека и общественной жизни. Основная идея марксистской трактовки социальной биологии была сформулирована Марксом и Энгельсом в «Немецкой идеологии» (1845-1846) и является одной из важнейших идей материалистического понимания общества. Имея в виду биологические, географические и другие природные основы общественной жизни, Маркс и Энгельс писали: «Всякая историография должна исходить из этих природных основ и тех их видоизменений, которым они, благодаря деятельности людей, подвергаются в ходе истории»1 .

К сожалению, биосоциальный аспект исторического процесса практически не исследовался в советской исторической науке. Однако философская наука придала этому аспекту весьма серьезное значение. В силу ограниченности объема пособия содержание и проблемы марксистской концепции социальной биологии не могут быть нами изложены2 .