Безопасность в информационной сфере

Сегодня информационная сфера превращается в системообразующий фактор жизни людей, обществ и государств всего мира. Усиливается роль и влияние средств массовой информации (СМИ) и глобальных коммуникационных механизмов на экономическую, политическую и социальную ситуацию. Информационные технологии в настоящее время широко применяются в управлении важнейшими объектами жизнеобеспечения, которые становятся более уязвимыми перед случайными и преднамеренными воздействиями. Происходит эволюция информационного противоборства как новой самостоятельной стратегической формы глобальной конкуренции. Распространяется практика целенаправленного информационного давления, наносящего существенный ущерб национальным интересам.

Такой вывод делается в Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента А.Г.Лукашенко № 575 от 9 ноября 2010 года.

Информационная безопасность – состояние защищенности сбалансированных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз в информационной сфере[30].

Происходящие в настоящее время процессы преобразования в политической жизни и экономике нашей страны оказывают непосредственное влияние на состояние информационной безопасности и, как следствие, на состояние национальной безопасности Республики. При этом возникают принципиально новые факторы, которые необходимо учитывать при оценке реального состояния информационной безопасности и определения ключевых проблем в этой области.

Факторы, подлежащие учету при оценке состояния информационной безопасности, с достаточной степенью условности можно разделить на: социально-политические; экономические и организационно-технические.

Социально-политическими факторами являются:

- изменение геополитической обстановки вследствие фундаментальных перемен в различных регионах мира; сведение к минимуму вероятности мировой ядерной и обычной войн;

- информационная экспансия стран с развитыми экономическими системами, распространяющих информацию в целях получения односторонних преимуществ;

- активизация деятельности спецслужб иностранных государств по добыванию сведений, составляющих государственные секреты Беларуси;

- реализация конституционной реформы на основе принципов демократии, законности, информационной открытости;

- нарушение информационных связей между государствами – участниками СНГ;

- низкая общая правовая и информационная культура населения республики;

- обострение криминогенной обстановки, рост числа преступлений в информационной сфере, в том числе в отношении кредитно-финансовых учреждений.

Среди экономических факторов наиболее существенными являются:

- переход экономики Республики на недостаточно регулируемые рыночные отношения в экономике; появление множества коммерческих структур (в том числе и с участием зарубежного капитала) – производителей и потребителей информации, средств информатизации и защиты информации;

- критическое состояние отечественных отраслей промышленности и науки, разрабатывающих и производящих средства информатизации и защиты информации;

- неконтролируемое расширение сотрудничества с зарубежными странами в развитии информационной инфраструктуры Республики Беларусь.

Из организационно-технических факторов, определяющими являются:

- недостаточная разработанность нормативно-правовой базы в сфере информационных правоотношений, в том числе в области обеспечения информационной безопасности;

- слабое регулирование государством процессов функционирования и развития рынка средств информатизации, информационных продуктов и услуг в Республике Беларусь;

- широкое использование в сфере государственного управления и кредитно-финансовой сфере незащищенных от утечки информации импортных технических и программных средств, предназначенных для хранения, обработки и передачи информации;

- возрастание объемов передачи информации, циркулирующей по открытым каналам связи, в том числе по сетям передачи данных и межмашинного обмена.

Определяющим фактором для информационной безопасности Беларуси сегодня является активное внедрение информационно-телекоммуникационных технологий на основе компьютерной техники во все сферы жизнедеятельности общества, в первую очередь, в органы государственного управления и кредитно-финансовую сферу. В связи с этим возникает необходимость соблюдения интересов Беларуси при международном информационном обмене и обеспечения безопасности национальных информационных ресурсов и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры.

Среди основных факторов, создающих угрозу безопасности Республики Беларусь в информационной сфере, согласно Концепции национальной безопасности, можно выделить:

1.Распространение недостоверной или умышленно искаженной информации, направленное на разрушение общественного согласия, духовных и нравственных ценностей общества, а также возбуждение национальной и религиозной вражды, социальной розни;

2.Зависимость информационной инфраструктуры Беларуси от импорта зарубежных информационных технологий, средств и систем информатизации, связи и программного обеспечения;

3.Недостаточная обеспеченность квалифицированными кадрами в области информационных технологий и защиты информации. Выезд на постоянное место жительства за рубеж высококвалифицированных специалистов и правообладателей интеллектуальной собственности;

4.Недостаточное развитие государственной системы лицензирования, сертификации продуктов и систем информационных технологий в соответствии с требованиями информационной безопасности;

5.Рост числа преступлений, совершаемых с использованием информационных технологий. Несанкционированная разработка и распространение программ, нарушающих функционирование информационных систем и сетей связи;

6.Отсутствие в республике эффективной системы обеспечения сохранности открытой информации, в том числе представляющей интеллектуальную собственность.

В соответствии с этим, основными целями информационной безопасности являются:

- обеспечение доступности, целостности и достоверности информации, являющейся основой информационной сферы общества;

- обеспечение конфиденциальности охраняемой информации в соответствии с правом доступа;

- защита народного, национального и государственного суверенитета Республики Беларусь в условиях глобализации информационных процессов, использования мировых информационных сетей, стремления иностранных государств, их сообществ, партий, конфессий, внеконфессиальных форм и отдельных социальных групп к информационному доминированию, противодействие попыткам инспирирования информационных поводов для вмешательства во внутренние дела Республики Беларусь;

- обеспечение органов государственной власти и управления, предприятий и граждан достоверной, полной и своевременной информацией, необходимой для принятия обоснованных решений, а также предотвращения нарушений целостности и неправомерного использования информационных ресурсов.

К основным задачам обеспечения информационной безопасности относятся:

•прогнозирование, выявление и оценка источников угроз информационной безопасности;

•разработка мер государственной политики обеспечения информационной безопасности, комплекса мер и механизмов ее реализации;

•разработка нормативно-правовой базы обеспечения информационной безопасности, координация деятельности органов государственной власти и управления по обеспечению информационной безопасности;

•развитие системы обеспечения информационной безопасности, совершенствование ее организации, форм, методов и средств предотвращения, парирования и нейтрализации угроз информационной безопасности, локализации и ликвидации последствий ее нарушения;

•обеспечение активного участия Республики Беларусь в процессах создания и использования глобальных информационных сетей и систем.

Таким образом, национальная безопасность Беларуси во многом зависит от эффективности обеспечения её безопасности в информационной сфере. А ведь сегодня на территории нашей страны беспрепятственно циркулируют мощнейшие информационные потоки, и среди них может распространяться недостоверная или умышленно искаженная информация, манипуляция общественным мнением. Особенно это касается глобальной компьютерной сети Интернет. И борьба с этим «злом» - важнейшая задача нашего государства. Ведущая роль в данном вопросе за СМИ, в первую очередь государственными. Они должны эффективно противостоять негативному информационному прессингу и формировать положительный имидж страны.

Вопросы для самопроверки

1. Назовите основные способы кодирования информации.

2. Каковы каналы передачи информации?

3. Назовите основные свойства Интернет, отличающие его от традиционных СМИ.

4. Дайте определение политической рекламы.