Определение и содержание государственной информационной политикив Республике Беларусь.

Процесс поступательного формирования Республики Беларусь, как сильного и процветающего государства, невозможно рассматривать вне контекста развития новых общемировых тенденций и реалий. Одной из них является тот факт, что сегодня мир переживает переход от индустриального общества к информационному. Нельзя не заметить, что только в последние десятилетия значительному изменению подверглись способы производства, межгосударственные отношения, объемы потребления и механизмы распределения материальных благ. Коренным образом изменилось и мировоззрение людей. По своему значению и характеру воздействия на общество этот переход сравним с новой всемирной промышленной революцией. Фактически, речь идет о реализации новой промышленной революции, получившей название «информационной», которая приведет к созданию информационного общества. Уровень развития информационного пространства общества определяющим образом влияет на процесс функционирования государственных институтов, экономику, обороноспособность, во многом определяет вопросы внешней и внутренней политики.

Ученые мира предсказывают, что в ХХI веке будут происходить мощные цивилизационные сдвиги и трансформации во всех сферах жизни: экономике, политике, власти, духовной жизни, культуре и религиях. В основе всех этих глубинных преобразований все большую, практически определяющую роль играют знания и информация. Человечество открыло для себя и активно использует в своих интересах новый ресурс – информационный. Информационная политика – один из основных ресурсов развития информационного общества.

Значительная часть исследователей считает, что информационное пространство определяется, прежде всего, следующими основными компонентами:

- информационными ресурсами;

- информационно - телекоммуникационной инфраструктурой;

- системой массовой информации;

- наличием и функционированием рынка информационных технологий, продуктов и услуг;

- сопряженностью с мировыми открытыми сетями;

- системой информационного законодательства.

Таким образом, нельзя не согласиться с тем, что обустроенность информационного пространства является необходимым условием общественного развития Республики Беларусь. Вместе с тем, информационное пространство должно быть открытым для общества и должно в полной мере обеспечивать реализацию прав и законоохраняемых интересов личности, общества, государства. Очевидно, что такое информационное пространство может быть создано лишь на основе целенаправленной реализации государственной информационной политики (ГИП).

Государственная информационная политика – это способность и возможность субъектов политики воздействовать на сознание, психику людей, их поведение и деятельность с помощью информации в интересах государства и гражданского общества. В более широком смысле - это особая сфера жизнедеятельности людей, связанная с воспроизводством и распространением информации, удовлетворяющей интересы государства и гражданского общества, и направленная на обеспечение творческого, конструктивного диалога между ними и их представителями.

В «Стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь на период до 2015 года» информационное общество определяется как современный этап развития цивилизации с доминирующей ролью знаний и информации, и такая доминирующая роль не может не оказаться в центре внимания избранной народом, демократической власти.

Стратегической целью развития информационного общества в Республике Беларусь является обеспечение устойчивого социально-экономического, политического и культурного развития страны, улучшение качества жизни граждан, создание широких возможностей для удовлетворения потребностей и свободного развития личности.

Основные приоритеты Стратегии соответствуют проекту основных положений Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы.

Поставленная цель достигается путем решения следующих задач, которые реализуются в соответствии с основными направлениями развития информационного общества, определяемыми в Стратегии:

- формирование государственной информационной политики, содействующей развитию информационного общества на инновационной основе;

- развитие ИКИ[27], обеспечивающей опережающее удовлетворение растущих информационных потребностей граждан, бизнеса и государства;

- развитие национальной информационной индустрии, привлечение инвестиций в производство в стране ИКТ[28], информационных ресурсов и электронных услуг;

- совершенствование системы образования, обеспечивающей формирование качественного человеческого капитала;

- развитие системы информационной безопасности в целях защиты национальных интересов Республики Беларусь в мировом информационном пространстве, правового и безопасного использования информационно-коммуникационных технологий во всех сферах жизнедеятельности общества.

Основным показателем успешной реализации настоящей Стратегии должно стать существенное повышение к 2015 году позиций Республики Беларусь в рейтинге европейских государств по системам оценок Международного союза электросвязи и ООН (вхождение в тридцатку ведущих стран мира).

Следует отметить, что одним из факторов развития информационного общества является ГИП. Реализуется она посредством регулирующей деятельности республиканских органов государственного управления и охватывает всю совокупность общественных отношений, связанных с созданием, накоплением, хранением, обработкой и распространением всех видов информации.

В Республике Беларусь законодательно закреплены отношения государства, бизнеса и граждан в информационной сфере, включая:

- право на получение и распространение информации;

- право на защиту персональных данных;

- право на защиту интеллектуальной собственности.

Основные приоритеты государственной информационной политики фиксируют так или иначе следующие документы: Конституция Республики Беларусь, Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О Стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь на период до 2015 года…» от 9 августа 2010г. № 1174, Концепция национальной безопасности Республики Беларусь, законы «О средствах массовой информации», «Об информации, информатизации и защите информации», другие документы.

В частности, согласно ст. 34 Конституции Республики Беларусь, «…гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды»[29]. В то же время деятельность в информационной сфере, согласно Конституции, имеет определенные ограничения. Так, «пользование информацией может быть ограничено законодательством в целях защиты чести, достоинства, личной и семейной жизни граждан и полного осуществления ими своих прав». Согласно ст. 5, не допускается пропаганда войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды. Как гласит ст. 28 Конституции Республики Беларусь, каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений.

Стоит отметить, что подавляющее большинство нормативно-правовых актов развивают соответствующие положения Конституции Республики Беларусь, так или иначе фиксирующие основные приоритеты информационной политики государства. И практически в каждом из документов говорится о безопасности в информационной сфере, о чем стоит подробно остановиться в следующем разделе.