Устройство и работа составных частей

1.4.1. Резервуар РЖУ.

1.4.1.1. Резервуар РЖУ в собранном виде состоит из собственно резервуара с запорной и предохранительной арматурой, приборным оборудованием и трубопроводами обвязки.

1.4.1.2. Непосредственно резервуар представляет собой горизонтальный цилиндрический сосуд с нанесенной на него тепловой изоляцией из пенополиуретана. Сосуд, внутри которого размещается ЖУ, имеет следующие патрубки:

«ВЫПУСК» – для выдачи ЖУ из резервуара через ЗПУ;

«ЖИДКОСТЬ» – для заправки резервуара ЖУ;

«ГАЗ» – для выравнивания давления в резервуаре и транспортной цистерне при заправке резервуара ЖУ и сброса давления из резервуара;

«ДРЕНАЖ» – для слива воды после проведения гидравлических испытаний;

патрубок для установки переключающего устройства для 2-х предохранительных клапанов, 2-х манометров и 2-х преобразователей давления.

патрубок для установки переключающего устройства для 2-х предохранительных мембран;

патрубок для установки штанги с ЭН;

патрубки «ВХОД 1», «ВЫХОД 1», «ВХОД 2», «ВЫХОД 2» к ХА A1, A2.

1.4.1.3. На резервуаре расположены строповые серьги для погрузки-разгрузки резервуара.

1.4.1.4. Для резервуаров, располагаемых вне помещения и при возможной температуре окружающего воздуха ниже минус 20ºС в сосуде установлены два электронагревателя Е10, Е20. Подвод электропитания осуществляется через электрический соединитель, вмонтированный во фланец трубы.

1.4.1.5. Для защиты резервуара в случае повышения давления выше Рраб установлены два предохранительных клапана S1 и S2, которые с помощью гибких рукавов соединяются с трубопроводами сброса. Для защиты резервуара в случае аварийного несрабатывания клапанов предназначены две предохранительные мембраны S3 и S4.

1.4.1.6. Клапан V10 предназначен для заправки и слива ЖУ из резервуара. Через клапан V10 посредством шланга осуществляется заправка ЖУ из транспортной цистерны в резервуар. Клапан V20 предназначен для наддува/газосброса ЖУ. Через клапан V20 осуществляется выравнивание давления в резервуаре и транспортной цистерне при подсоединенном шланге и, при необходимости, сброс давления из резервуара.

1.4.1.7. Давление в РЖУ контролируется основным РЕ10 и резервным РЕ20 преобразователями давления, которые выдают в шкаф управления сигнал, пропорциональный давлению. В случае неисправности цепи преобразователя давления РЕ10 управление ХА и ЭН производится по сигналу резервного ПД РЕ20.

1.4.1.8. Для внутреннего осмотра и регламентных работ резервуар имеет расположенный в днище люк-лаз.

1.4.2. Запорно-пусковое устройство (см. Рис. 3).

1.4.2.1. ЗПУ состоит из последовательно соединенных между собой входного фланца (1), колена (2), гибкого металлорукава (3), шарового крана (5) с ручным приводом, шарового крана (6) с пневмоприводом (7) и 2-х фланцевых соединений (4), побудительного баллона емкостью 40 л (8) с запорным устройством (9), электроконтактным манометром (10) и побудительным трубопроводом (11), устройства местного пуска (10) с управляющими тягами (13) и опорной стойки (14, в комплект поставки не входит и изготавливается по месту), на вершине которой находятся два ложемента (15) для опоры кранов. У ЗПУ-150 и -200 ложементы приварены непосредственно к кранам.

1.4.2.2. ЗПУ устанавливается на опорной стойке, не связанной с РЖУ.

1.4.2.3. Входным фланцем ЗПУ соединяется с ответным фланцем сифонной трубы РЖУ, а выходным – с ответным фланцем магистрального трубопровода установки газового пожаротушения.

1.4.2.4. Металлорукав предназначен для сведения к минимуму погрешности показаний весового устройства при перемещении РЖУ относительно стационарно установленного на опорной стойке ЗПУ, вызванной изменением температуры окружающей среды, заправкой или выходом ЖУ из резервуара.

1.4.2.5. Краны шаровые предназначены для хранения и выпуска ЖУ с помощью электропневматического и ручного пуска. При эксплуатации модуля кран шаровой с ручным приводом находится в открытом положении и перекрывает трубопровод только во время проведения регламентных работ. Кран шаровой с электропневмоприводом при эксплуатации модуля находится в закрытом положении и открывается только при необходимости подачи ЖУ в защищаемое установкой газового пожаротушения помещение.

1.4.2.6. Для открытия/закрытия крана шарового с электропневмоприводом от электрического или механического импульса в составе ЗПУ имеется баллон емкостью 40 л, в котором хранится азот под давлением в диапазоне от 5,0 до 8,0 МПа. Для дозаправки азотом после срабатывания ЗПУ и отсоединения манометра для поверки баллон имеет запорное устройство.

1.4.2.7. Контроль давления азота в баллоне осуществляется электроконтактным манометром РI30, установленным на запорном устройстве, сигнал с которого поступает в шкаф управления.

1.4.2.8. Устройство ручного пуска предназначено для открытия/закрытия крана шарового с электропневмоприводом при воздействии на него механического импульса (руки человека). Устройство имеет рычаг с перпендикулярно приваренной к нему планкой. Рычаг с планкой закреплен на оси вращения. Равноудаленные от оси вращения концы планки соединены с помощью тросов с пневмоклапанами электропневмопривода шарового крана. При перемещении рычага вокруг оси открывается один из клапанов пневмопривода шарового крана. Азот из баллона поступает в один из цилиндров пневмопуска и происходит открытие/закрытие шарового крана.

При недостатке или отсутствии давления в пусковом баллоне шаровой кран с электропневмопуском можно открыть вручную, непосредственно повернув кран рукояткой (ЗПУ-100) или с помощью гидронасоса крана (ЗПУ-150, -200).

1.4.3. Весовое устройство (см. Рис. 10).

1.4.3.1. Весовое устройство предназначено для измерения массы ЖУ в резервуаре и состоит из 4-х тензорезисторных датчиков силы WE1-WE4 и прибора весового контроля (ПВК), входящего в состав ШУ.

1.4.3.2. Тензорезисторные датчики устанавливаются на металлических опорах симметрично под опоры РЖУ.

1.4.3.3. Разность между минимальным и максимальным показаниями датчиков не должна превышать 25% от среднего значения.

1.4.4. Холодильные агрегаты и оборудование холодильного контура (см. Рис. 4).

1.4.4.1. Два ХА (А1 и А2) с необходимым оборудованием, работающие в режиме горячего

резервирования, предназначены для поддержания давления в резервуаре не выше заданного. ХА соединены трубопроводами с испарителями X10 и Х20, расположенными внутри сосуда РЖУ выше уровня жидкой СО2. Режим (30 мин – работа, 10 мин – выключен) каждого ХА выбран из условия круглосуточной работы. Включение и отключение ХА осуществляется в автоматическом режиме по командам прибора температурного регулирования (ПТР) шкафа управления (ШУ) МИЖУ. Время одновременной работы двух ХА лежит в пределах от 1 до 20 минут в зависимости от скорости нарастания давления в резервуаре МИЖУ. ХА A1 (A2) состоит из компрессора K1 (K2) с вентилем V1.1 (V2.1), конденсатора C1 (C2) с вентилятором и ресивера R1 (R2) с вентилем V1.2 (V2.2). Кроме того, ХА оборудован: фильтром-осушителем F1 (F2), смотровым стеклом G1 (G2), соленоидным вентилем SV1 (SV2), запорным вентилем V1.3 (V2.3), терморегулирующим вентилем TRV1 (TRV2) с расширительной вставкой D1 (D2), реле давления P1.1 (P2.1) и P1.2 (P2.2). Медными трубопроводами, покрытыми теплоизоляцией, ХА соединяется с испарителем Х10 (X20), находящимся в газовой полости РЖУ.

Терморегулирующий вентиль с внешним выравниванием TRV1 (TRV2) предназначен для регулирования заполнения испарителя Х10 хладагентом, обеспечивающего перегрев паров хладагента (разность между температурой перегретого пара, выходящего из испарителя, и температурой кипения хладагента, т.е. температурой насыщенных паров, соответствующей давлению в той же точке) на выходе из испарителя в диапазоне 3ч15 єС.

Давление насыщенного пара в баллоне термосистемы ТРВ соответствует температуре на выходе из испарителя. По капиллярной трубке давление хладагента подается на мембрану ТРВ сверху.

Давление на выходе из испарителя по уравнительной трубке подается под мембрану. Прогиб мембраны под действием разности давлений через расширительную вставку D1 (D2) регулирует расход хладагента.

Соленоидный вентиль SV1 (SV2) предназначен для автоматического включения и выключения ХА путем перекрытия нагнетательной линии.

Реле давления P1.1 (Р2.1) и Р1.2 (Р2.2) предназначены для автоматизации работы ХА и защиты компрессора в случае отсутствия хладагента в системе или перекрытии холодильного контура из-за отказа соленоидного вентиля или по иной причине.

Вентиль V1.3 (V2.3) принудительно перекрывает нагнетательную линию.

Вентили V1.1 (V2.1) и V1.2 (V2.2) служат для перекрытия соответственно всасывающей и нагнетательной линий при монтаже, ремонте, а также заправке ХА хладагентом. Также к ним подключены реле давления.

Смотровое стекло G1 (G2) предназначено для визуального контроля наличия и влажности хладагента. При полной заправке системы хладагентом полость смотрового стекла при работе агрегата заполнено, при уменьшении количества хладагента сначала появляются отдельные пузыри, затем снижается уровень. Значения содержания влаги в хладагенте R404a, соответствующих разным цветам индикатора, для смотровых стекол разных фирм-производителей приведены в Таблицах 1.4а, 1.4б.

В случае, если на индикаторе активизируется желтый (пурпурный или розовый) цвета, требуется замена фильтра-осушителя.

1.4.4.2. Холодильные агрегаты смонтированы на единой каркасной конструкции напольного исполнения.

1.4.4.3. Трубопроводы обвязки ХА выполнены из медных труб и покрыты теплоизоляцией, при этом, для обеспечения внутреннего теплообмена нагнетательный и всасывающий трубопроводы помещены в общую теплоизоляционную трубу.

1.4.4.4. Каждый ХА должен быть обеспечен гарантированным электропитанием со щита АВР от двух независимых источников электроэнергии (обеспечивается заказчиком). Схема подключения ХА приведена в Приложении 2.

1.4.5. Электронагревательные элементы.

1.4.5.1. Два ЭН (Е10 и Е20) предназначены для поддержания давления в резервуаре не ниже заданного. ЭН расположены внутри сосуда РЖУ ниже уровня жидкой СО2. Включение и отключение ЭН осуществляется автоматически по командам с ШУ.

1.4.5.2. Питание ЭН РЖУ осуществляется от блока управления электронагревателями (БУЭН). БУЭН, в свою очередь, должен быть обеспечен гарантированным электропитанием со щита АВР от двух независимых источников электроэнергии (обеспечивается заказчиком). Принципиальная схема БУЭН представлена в Приложении 3.

1.4.5.3. БУЭН может не устанавливаться, если резервуар с ЗПУ расположен в отапливаемом помещении.

ВНИМАНИЕ! Электронагреватели РЖУ не предназначены для значительного подъема давления в резервуаре, а лишь для поддержания его в пределах рабочего диапазона. Во избежание перегрева трансформатора БУЭН следует избегать его длительной работы, поэтому при значительном падении давления в резервуаре (вследствие срабатывания ЗПУ, предохранительных клапанов, разрушения предохранительных мембран), а также после заправки ЖУ рекомендуется отключить питание БУЭН до достижения рабочего значения давления.

1.4.6. Шкаф управления.

1.4.6.1. ШУ обеспечивает:

ручное и автоматическое управление ХА;

ручное и автоматическое управление ЭН;

контроль массы ЖУ в резервуаре;

контроль и поддержание в заданных пределах давления в резервуаре;

сигнализацию состояния оборудования и отклонения параметров от нормы на панели шкафа управления;

сигнализацию о наличии напряжения питания в цепях ШУ;

выдачу информации о состоянии исполнительных механизмов, датчиков и технологических параметров в систему управления установкой газового пожаротушения;

прием управляющего сигнала системы пожаротушения и выпуск заданной массы ГОС.

1.4.6.2. ШУ представляет собой каркасную конструкцию настенного исполнения с передней дверью. Внутри шкафа расположена аппаратура автоматики, на внутренней двери размещены панели управления и индикации: центральная панель (ЦП), панель прибора весового контроля (ПВК), панель прибора температурного регулирования (ПТР). Передняя дверь ШУ имеет застекленное окно и оснащена замком для предотвращения несанкционированного доступа к панелям управления и настройки приборов. Подвод внешних кабелей осуществляется снизу через кабельные вводы.

1.4.6.3. Электрическое питание шкафа управления обеспечивается двумя аккумуляторными

батареями 12В (АКБ1 и АКБ2), установленными в ШУ. Питание зарядного узла осуществляется напряжением ~220 В частотой 50 Гц со щита АВР от двух независимых источников электроэнергии.