Глава 1. Теоретические основы пенсионного страхования
1.1.Сущность пенсионного страхования
Обязательное пенсионное страхование - система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения [21, c.223].
Обязательное страховое обеспечение - исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти.
Функционирование системы обязательного пенсионного страхования базируется на реализации страховых принципов, как общих для всех видов социального страхования, так и применимых только к пенсионному обеспечению.
Основными принципами обязательного социального страхования являются [21, c.223]:
- устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, достигаемая на базе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;
- всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;
- государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение договорённостей по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;
- государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
- паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;
- обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования;
- ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;
- обеспечение надзора и общественного контроля;
- автономность финансовой системы обязательного социального страхования.
В настоящее время существует угроза не соблюдения основного принципа пенсионного страхования - устойчивости финансовой системы обязательного пенсионного страхования, достигаемой на базе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов. В экономической теории устойчивость рассматривается в качестве одного из понятий концепции экономического равновесия, согласно которой достижение и удержание стационарно-равновесного состояния в экономике относятся к числу важнейших микро- и макроэкономических задач. Из неё следует, что экономические субъекты стремятся перевести экономическую систему в оптимальное состояние, рассматривая его как равновесие, которое в данном контексте ассоциируется с устойчивостью, однако она не является центральной проблемой указанной концепции. Устойчивость системы зависит от большой группы факторов. Потеря устойчивости в общем случае может произойти вследствие изменения параметров системы, из-за наличия внешних воздействий (в частности, слишком значительных или качественно несовместимых с системой), либо при нарушении связей в системе, когда меняется её структура (структурная неустойчивость). Отсюда, устойчивость - это способность системы сохранить своё качество в условиях изменяющейся среды и внутренних трансформаций (случайных или преднамеренных). При этом качество измеряется с позиций целей системы. Поддержание устойчивости составляет внутреннюю цель системы в отличие от внешней, характеризующей взаимоотношения со средой. Следовательно, система должна быть организована так, чтобы обеспечить собственное выживание, стабильность в динамичной среде и одновременно развитие, приближение к определённой цели.
Поскольку финансовые отношения составляют лишь часть от экономических отношений хозяйствующего субъекта, финансовая устойчивость отличается от более общего понятия «устойчивость», как часть от целого. В то же время финансовая устойчивость как элемент системы находится под влиянием других её элементов: организационных, правовых, управленческих и пр.
Финансы обладают свойством количественного отображения производственного процесса через финансовые ресурсы. Следовательно, финансовую устойчивость можно характеризовать количественными показателями. Распределение как движение финансовых ресурсов определяет состояние устойчивости или неустойчивости, а контрольная функция выявляет это состояние, превращая финансовую устойчивость в один из индикаторов соблюдения определённого круга стоимостных пропорций, при изменении которых в ходе распределительного процесса изменяется и состояние финансовых ресурсов. Таким образом, финансовая устойчивость - состояние финансовых ресурсов, при котором экономический субъект способен сохранить своё качество в условиях динамичной среды и внутренних трансформаций и одновременно обеспечить развитие, приближение к определённой цели [24, c.302].
Отметим, что само понятие «платёжеспособность» в современной российской экономической науке терминологически ещё не оформилось. Оно трактуется как способность экономического субъекта выполнять свои финансовые обязательства перед прочими субъектами рынка, а также используется в качестве синонима ликвидности, означающей способность экономического субъекта рассчитаться по неотложным (краткосрочным) обязательствам. Но каждое из этих понятий имеет собственное содержание. Ликвидность означает способность экономического субъекта произвести своевременную конверсию активов в наличные денежные средства с целью погашения обязательств. Платёжеспособность же предполагает наличие у хозяйствующего субъекта возможности оплатить требования, обусловленные ранее принятыми обязательствами.
Пенсионный фонд России, как и любой другой субъект экономики, представляет собой микросистему в рамках макросистемы, что ставит вопрос о её устойчивости. Данная микросистема располагает финансовыми ресурсами, что позволяет говорить о её финансовой устойчивости. Пенсионный фонд России является организацией, управляющей специфической сферой деятельности, связанной с формированием и использованием внебюджетного фонда социального назначения. Будучи составной частью сферы государственных финансов, внебюджетный пенсионный фонд призван на основе организационной самостоятельности обеспечить реализацию одной из важнейших социальных гарантий - государственного пенсионного обеспечения, то есть материального обеспечения граждан при наступлении соответствующих социальных рисков. При этом социальный риск можно определить как вероятность ухудшения материального положения в результате утраты трудового дохода по объективным социально значимым причинам.
Особенности разных видов социальных рисков (круг получаемых социальных выплат; различная степень вероятности реализации риска; различная степень ответственности субъектов данных финансовых отношений работника, работодателя, государства) обусловили организационную обособленность внебюджетного пенсионного фонда, которая, в свою очередь предопределила специфику оперативного управления им. Функция управ внебюджетным пенсионным фондом возложена на специально созданную организацию - Пенсионный фонд РФ. Участие в денежных отношениях распределению и перераспределению национального дохода с формирования и использования денежного фонда, предназначенного финансирования расходов, обуславливает специфику функционирования и, следовательно, особенности его финансовой устойчивости. Финансовая устойчивость внебюджетного пенсионного фонда определяется специфик доходов и расходов.
Источником доходов пенсионного фонда служат обязательные страховые взносы. Страховой метод основан на социально-обязательном праве возмездном и эквивалентном (хотя и относительно) характере представителей страхового обеспечения для застрахованных лиц. Относительной эквивалентности и возмездность страховых взносов и выплат состоит в что она поддерживается в целом по страховому фонду, но для отдельных застрахованных лиц объективно не может выдерживаться в полном объеме. Наступление страхового случая (реализация социального риска потери доходов в результате утраты трудоспособности при наступлении старости) обязательно, но только для тех застрахованных лиц, которые доживу установленного законом возраста выхода на пенсию. Те же из них, кто проживёт больше среднестатистического периода дожития, получает больший объём страховых выплат (пенсий).
Функциональное предназначение внебюджетного пенсионного фонда обусловливает специфику пенсий как формы использования его средств. Необходимость замещения ранее зарабатываемого дохода в случае реализации указанного выше социального риска предполагает регулярный долговременный характер пенсионных выплат, что требует постоянного поддержания покупательной способности пенсии в течение всего периода её выплаты. В связи с долгосрочным характером социального риска возникает необходимость предусматривать дополнительные финансовые гарантии обеспечения финансовой устойчивости внебюджетного пенсионного фонда, например, в виде системы резервов с целью нивелирования влияния фактора времени, связанного с вероятностью реализации сопряжённых рисков (инфляционных, демографических, инвестиционных, актуарных и др.).
Финансовую устойчивость внебюджетного пенсионного фонда можно определить как постоянное соответствие в целом по денежному фонду текущих доходов и резервов расходам по выплате пенсий, определённым величиной и структурой долгосрочного социального риска. Проблема обеспечения финансовой устойчивости в данном случае может рассматриваться как определение вероятности дефицита средств в тот или иной период времени.
В настоящее время всеми государствами, входящими в международную организацию труда (МОТ), членом которой является РФ, признаётся страховая природа пенсии. Суть данной концепции состоит в том, что работник посредством обязательного включения его государством в систему пенсионного страхования защищает себя (страхуется) от риска оказаться в нищете в старости или при наступлении инвалидности в результате неизбежной утраты регулярного дохода от трудовой деятельности. Кроме того, страхуются и нетрудоспособные члены семьи работника, живущие на доходы от его трудовой деятельности, также от риска оказаться в нищете в случае смерти своего кормильца. Иначе говоря, пенсия назначается не в связи со старостью или инвалидностью, а исходя из презумпции утраты в этих случаях дохода, необходимого для жизнеобеспечения человека. При этом представлять каких-либо доказательств утраты дохода от трудовой деятельности для приобретения права на пенсию не требуется [13, c.12].
Ещё в 1944 году МОТ приняла рекомендацию №67 об обеспечении дохода, в которой чётко и однозначно указала на то, что система обязательного социального страхования должна уменьшать нуждаемость и предотвращать нищету путём восстановления до приемлемых размеров дохода, утраченного по причине нетрудоспособности (включая старость), или в связи с неспособностью получить оплачиваемую работу, или по причине смерти кормильца. Случаем, в котором должна выплачиваться пенсия по старости, является достижение установленного возраста, который должен быть таким, в котором люди обычно становятся неспособными к эффективному труду, характер заболеваний и инвалидности становится тяжёлым, а безработица, если она имеет место, постоянной.
В обязательном пенсионном страховании в качестве страхового риска всегда выступает изменение материального положения работающих граждан, а достижение пенсионного возраста, инвалидность и потеря кормильца являются лишь страховыми событиями, наступления которых порождает обязанность страховщика осуществлять выплату страховки (т.е. пенсии). Всё это позволяет определить пенсию как компенсацию работнику или его иждивенцам утраченного ими дохода при наступлении соответствующего страхового события (старость, инвалидность, потеря кормильца).
Вместе с тем выплата пенсий возможна и вне рамок обязательного пенсионного страхования. В любом обществе есть категории граждан, пенсионное обеспечение которых осуществляется непосредственно государством (т.е. не за счёт страховых средств). В Российской Федерации к таким категориям относятся военнослужащие и приравненные к ним лица, судебные и прокурорские работники, таможенники и др. Однако, несмотря на данное обстоятельство, установление им пенсии также призвано компенсировать утраченный заработок при прекращении выполнения своей профессиональной деятельности.
Кроме того, существует и институт социальных пенсий, позволяющий в практическом плане реализовать закреплённый в Конституции Российской Федерации принцип всеобщности пенсионного обеспечения. Социальные пенсии устанавливаются нетрудоспособным лицам, которые не приобрели право на другие виды государственных пенсий в связи с трудовой или иной общественно полезной деятельностью. Целевым предназначением только этого типа пенсионных выплат является необходимость предоставления государством материального обеспечения нетрудоспособным гражданам, не имеющим другого источника средств к существованию.
1.2.Пенсионное страхование в системе социальной защиты населения
Пенсионное страхование как форма социальной защиты населения существует во всех развитых странах. Пенсионное страхование – это страхование с целью формирования источников финансирования пенсий.
Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в РФ, определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.
Государство проводит активную политику в сфере пенсионного обеспечения. В 2013 г. утверждена Стратегия развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 г. В соответствии со Стратегией предусматривается сохранение трех классических уровней. Первая ступень (трудовая пенсия) – соответствует распределительной системе, призванной обеспечить коэффициент замещения среднего заработка на уровне 40 %. Вторая ступень (корпоративная пенсия) – накопительная корпоративная пенсионная система за счет отчислений работодателей. Третья ступень (частная пенсия) – частная накопительная система из добровольных взносов граждан. Ожидаемый коэффициент замещения корпоративной и частной пенсии – до 30 % от среднего заработка. Участие работников в пенсионном страховании на трех уровнях способствуют возмещению утраченного заработка до 70 % [16, c.25].
В настоящее время начался новый этап пенсионной реформы, отражающей структурные преобразования в социальной политике государства. Реформирование пенсионной системы направлено на приведение системы социальной защиты граждан в соответствие с вызовами времени. Цель реформы – создание многоуровневой пенсионной системы, позволяющей обеспечить гражданам возможность получения достойной пенсии после окончания трудовой деятельности [16, c.26].
Пенсионная реформа затронула интересы всего населения страны, включая молодежь.
Правительство определило меры по развитию пенсионного страхования, которые стали результатом долгого поиска в области пенсионного возраста, увеличения трудового стажа, эффективности пенсионных накоплений, развитии корпоративных программ, социальной ответственности бизнеса и т. д.
В последние годы в стране широко обсуждались проблемы накопительной части пенсии.
Несмотря на ряд нерешенных проблем, например обеспечение гарантий сохранности пенсионных накоплений, специалисты отмечают, что вектор ее развития выбран правильно. Пенсионные накопления являются инвестиционным ресурсом, важным для пенсионной системы.
Накопления учитываются на индивидуальных пенсионных счетах граждан в страховой системе. Работник должен участвовать в накоплении средств, позволяющих повысить выплаты в период наступления старости [1].
Законодательством предусмотрена возможность добровольного пенсионного страхования.
Гражданин согласно договору перечисляет определенную денежную сумму страховой компании, которая инвестирует эти средства с целью увеличения их объема. По достижении клиентом пенсионной возрастной планки компания выплачивает ему дополнительную пенсию.
Существует много программ дополнительного пенсионного страхования. Взносы могут быть единовременными или накопительными, платежи – ежегодными, ежеквартальными или ежемесячными (в зависимости от договора). Выплата денег пенсионеру в случае дополнительного пенсионного страхования может также производиться раз в квартал, полугодие, месяц и т. д. – в течение оговоренного срока или же до конца жизни. Благодаря принятию федерального закона о негосударственных пенсионных фондах, получили развитие корпоративное пенсионное страхование, пенсионные программы для отдельных граждан, желающих накопить средства к достижению нетрудоспособного возраста.
Дополнительное пенсионное страхование позволяет гражданину и не дожидаться наступления пенсионного возраста. В зависимости от конкретной программы начало выплат может наступить задолго до получения официального статуса пенсионера.
Таким образом, пенсионное обеспечение граждан России основывается на солидарной системе страхования при взаимной ответственности государства, работодателей и работников за благополучие в случае наступления социальных рисков.