Политическое измерение

Здесь мы остановимся на политике в самом широком смысле управления, принятии политических решений и их внедрении. Помимо создания проблем для национальных правительств в области выросшего экономического и других потоков, глобализация характеризуется ростом наднациональных организаций, имеющих отношение к политике, и структур, действующих в рамках, более широких, чем рамки отдельных наций. Scholte (2000, гл. 6) ссылается на "трансмировое правление" со стороны таких организаций и на "приватизированное управление" для обозначения роли неправительственных организаций, заинтересованных групп и консультационных организаций, которые могут участвовать в формулировании и внедрении политики и в развитии регулирующих инструментов. В сфере образования можно отметить деятельность таких международных организаций, как ЮНЕСКО и ОЭСР, таких групп, как Международная сеть органов обеспечения качества в высшем образовании (МСООКВО), профилированных профессиональных организаций и таких консультационных организаций, как недавно приватизированный Международный союз транснационального образования (МСТО).

Другой политической характеристикой, тесно связанной с глобализацией, является подъем неолиберализма, скрыто присутствовавшего в подходах большинства правительств англоговорящего мира и некоторых наднациональных органов, таких как: Организация по международной торговле (ОМТ), Мировой банк и Международный валютный фонд (МВФ). Философия поддерживает свободную торговлю и действие рыночных механизмов, включая их применение к традиционным государственным функциям, таким, как: образование, здравоохранение и энергообеспечение. Такая ситуация ведет к усеченному правительственному финансированию общественного сектора, маркетизации общественных услуг, приватизации государственной деятельности и/или их выставлению на аукцион для частных провайдеров и смещению или сокращению регулирующих барьеров для свободной торговли (Massey, 1997; Rao, 1998; Self, 2000). Сторонники этой позиции доказывают, что конкуренция приведет к улучшению услуг, поскольку наиболее успешными окажутся провайдеры, способные эффективней работать и удовлетворять клиентов. Неолиберализм часто сопровождается менеджеризмом – применением методик управления бизнесом таких как эталонное тестирование и обеспечение качества, с тем чтобы оценивать и повышать эффективность. Общественные органы, функционирующие рыночным или квазирыночным способом, иногда упоминаются как "гибридные организации", сочетающие элементы как государственных, так и частных предприятий (Koelman and De Vries, 1999; web-сайт OECD Public Management Committee). В эту категорию входят поддержанные правительством традиционно действующие или конкурирующие в борьбе за международных студентов университеты.

Хотя неолиберализм в правительстве наиболее присущ англоговорящим странам, заметим, что в последние годы многие правительства существенно сократили прямое финансирование университетов. Мировой банк описывает эту тенденцию как часть "удивительно последовательной мировой повестки дня реформ в области финансирования и управления университетами и другими высшими учебными заведениями" (Johnstone, with Arora and Experton, 1998, с.1). Банк указывает несколько причин этой тенденции, включая: фискальное давление на правительственное финансирование и господство неолиберальной экономической философии, в которой рыночная ориентация и подход "клиент платит" применимы к правительственным услугам (Johnstone, Arora and Experton, 1998, с.1). Расширение такого подхода может повлечь усиление конвергентности политического мышления в разных регионах и при различных правительственных стратегиях.