Особенности стратегических решений

Стратегические решения характеризуются тем, что они:

1) инновационны по своей природе, а поскольку человеку и организации свойственно отторгать все новинки, то требуются особые меры по преодолению отторжения (убеждение, обучение, привлечение исполнителей к процессу разработки стратегии и, наконец, принуждение). Такие решения должны быть открытыми и понятными сотрудникам, что может быть реализовано на основе использования внутреннего маркетинга;

2) направлены, на перспективные цели предприятия, на возможности, а не на задачи, на будущее, а не настоящее;

3) отличаются от тактических решений тем, что множество альтернатив не определено, процедура их формирования играет важную самостоятельную роль;

4) направлены в будущее и являются, следовательно, неопределенными по своей природе;

5) требуют знаний — результат, как правило, больше зависит от качества решения, чем от быстроты или своевременности его принятия. Для них нет жестких временных рамок;

6) субъективны по своей природе, не поддаются, как правило, объективной оценке;

7) необратимы и имеют долгосрочные последствия.

Скажем, решение руководителей предприятия выйти на новые рынки относится к числу стратегических решений и обладает всеми присущими им особенностями:

· оно направлено на перспективные цели, связанные с будущими возможностями;

· имеется несколько альтернативных вариантов реализации этого решения (работать с посредниками или самостоятельно, с какими именно посредниками);

· у этого решения достаточно высок риск;

· успех в его реализации во многом будет зависеть от качественной проработки всех взаимосвязанных вопросов.

· Вместе с тем объективно оценить целесообразность данного решения до его реализации не представляется возможным.

Некоторые авторы считают, что стратегические решения существовали всегда и что им присуща следующая характерная особенность: принятие стратегических решений осуществляется путем выбора из дискретного множества известных вариантов. Такая позиция является следствием производственного подхода. Следуя, ему, можно признать наличие в доперестроечных условиях стратегических решений по обновлению продукции, покупке нового оборудования, изменению структуры управления, но такие решения имели внутреннюю целевую направленность: увеличение производительности труда,

совершенствование управления и т. д. Именно поэтому они и выбирались из дискретного множества известных вариантов.