Билет 10
19. Бизнес-планирование. Бизнес-план: функции, структура
Стратегическое бизнес-планирование – это выработка стратегии с помощью комплекса формализованных процедур, которые направлены на построение как модели будущего компании («как хочется»), так и программы перехода из текущего состояния к этой модели.
Бизнес-план – это подробный, четко структурированный и тщательно подготовленный документ, описывающий цели предприятия, пути достижения поставленных целей и их последствия для предприятия.
Целью бизнес-плана является желаемый результат деятельности, достигнутый на данном пространстве в пределах некоторого интервала времени, то есть «здесь и сейчас».
Бизнес-план разрабатывается на достаточно длительный период. Однако он имеет четкие временные рамки. По истечении определенного периода заложенные в бизнес-план цели и задачи должны быть выполнены.
Функции бизнес-плана:
1. Возможность его использования для разработки стратегии бизнеса.
Эта функция жизненно необходима в период создания предприятия, а также при выработке новых направлений деятельности.
2. Планирование.
Она позволяет оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри фирмы.
3. Привлечение денежных средств — ссуд, кредитов.
Банки принимают целый комплекс мер по обеспечению возврата денежных средств, среди которых следует отметить требования банковских гарантий, реального залога и другие, но решающим фактором при предоставлении кредита является наличие проработанного бизнес-плана.
4. Привлечение к реализации планов компании потенциальных партнеров, которые пожелают вложить в производство собственный капитал или имеющуюся у них технологию.
Решение вопроса о предоставлении капитала, ресурсов или технологии возможно лишь при наличии бизнес-плана, отражающего курс развития компании на определенный период времени.
Бизнес план имеет четко заданную структуру:
Унифицированная структура типового бизнес-плана имеет следующий вид:
A. Обобщенное резюме;
B. Описание товара (услуги);
C. Конкуренты и конкурентоспособность товара;
D. Изучение рынка товара;
E. План маркетинга;
F. План производства товара;
G. Инвестирование и финансовый план;
H. Приложения к бизнес-плану.
Необходимо отметить, что бизнес-план является итоговым документом, написанию которого должно предшествовать определение целей и миссии бизнеса, анализ внешней среды, собственных возможностей предприятия или бизнес-единицы.