Цели и задачи изучения дисциплины, требования к уровню освоению программы

 

Целью изучения дисциплины «Основы менеджмента» являетсяформирование научных представлений об управлении, имеющих конкретно практическое содержание, определяющих профессионализм деятельности современного менеджера.

Достижение данной цели требует выполнения следующих задач:

- изучить общетеоретические положения концепции управления организациями как социально-экономическими системами;

- сформировать практические навыки управленческой деятельности в части планирования, организации мотивации, контроля, коммуникаций, принятия решений и лидерства.

В процессе изучения дисциплины студенты должны:

1. Получить представление о:

-общих характеристиках организации и основных уровнях управления;

- учениях различных школ менеджмента;

- основных подходах к управлению;

- юридической и социальной ответственности организаций;

- взаимосвязи управленческих функций;

- основных моделях науки управления;

- этапах коммуникационного процесса;

- процессе стратегического планирования деятельности предприятия;

- организации как функции управления;

- влиянии мотивации на работу персонала;

- этапах проведения контроля;

- концепции лидерства.

2. Знать:

-понятия менеджмента, организации, управления;

- основные школы менеджмента, их представителей;

- факторы внешней и внутренней среды организации;

- характеристики внешней среды;

- аргументы в пользу и против социальной ответственности;

- взаимосвязь этики и управления;

- понятие коммуникации, ее виды;

- структуру, этапы, барьеры в коммуникации и способы их преодоления;

- понятие управленческого решения, его виды, влияющие факторы;

- основные и связующие функции управления;

- понятия миссии, стратегии, ее виды;

- основные задачи реализации стратегии;

- понятия делегирования, полномочий, ответственности;

- концепции делегирования, уровни полномочий;

- факторы, влияющие на эффективность делегирования;

- виды организационных структур;

- понятие мотивации, мотивационные факторы и основные теории мотивации;

- понятие контроля, его виды, характеристик эффективного контроля;

- понятие формальной и неформальной организации, их характеристики, способы эффективного управления ими;

- основные этапы процесса управления трудовыми ресурсами и их содержание;

- основные формы власти и влияния в менеджменте;

- понятие лидерства и основные теории лидерства;

- понятие конфликта, его виды и способы разрешения;

- понятие эффективности менеджмента и методы ее оценки.

3. Уметь:

- выделять характеристики организации и определять управленческие уровни;

- выявлять возможности применения учения различных школ менеджмента в управленческой практике;

- видеть возможности и последствия применения различных подходов к управлению;

- анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации;

- определять последствия и возможности для реализации социальной ответственности организации;

- выявлять преграды в коммуникациях и находить способы их преодоления;

- принимать решения, выбирать необходимые для принятия решений модели и методы;

- формировать процесс управления;

- разрабатывать стратегический план организации;

- определять препятствия в процессе делегирования и предлагать способы их преодоления;

- определять преимущества и недостатки различных видов организационных структур и находить способы их совершенствования;

- формировать систему мотивации;

- определять возможное влияние контроля на поведение людей в организации;

- определять влияние неформальной организации на деятельность формальной организации и находить возможные способы устранения негативного воздействия;

- формировать систему управления трудовыми ресурсами в организации;

- определять тип власти и влияния, используемый руководителем, и выбирать наиболее оптимальные формы;

- выбирать стиль лидерства в зависимости от ситуации;

- определять тип конфликта, его возможные последствия и выбирать способ его разрешения;

- применять методы оценки эффективности менеджмента.

 

4. Овладеть компетенциями:

- умение ставить цели организации и обеспечивать достижение организационных целей.