Введение

Социология неслучайно включена в государственный образовательный стандарт практически для всех дисциплин. Ее междисциплинарный характер, многогранность, прикладной характер и главное предмет – общество – позволяют говорить о дисциплине, как универсальном инструменте для понимания окружающей нас социальной реальности. В то же время, социология, хотя и относительно молодая дисциплина, уже накопила огромный объем информации, в котором студенту не так легко разобраться. Именно поэтому было создано это учебно-методическое пособие: мы попытались создать проводник по дисциплине, который облегчит студентам его работу в течение семестра, позволит освоить предмет, поможет в подготовке к сдаче итоговой аттестации в конце семестра.

Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами как «Философия», «Социология и психология управления», «Основы социального государства», «Социальное партнерство», «Основы социальной политики», «Основы социального рыночного хозяйства», «Конфликтология», «Организационное поведение», «Психология», «Социология труда», «Социология управления».

В ходе курса студенты изучают двенадцать тем (обще число лекционных и практических занятий – 48 часов). Семинары и практикумы дополняют лекции в тех темах, которые, по мнению автора пособия, являются ключевыми для изучения дисциплины.

Конечная цель в изучении дисциплины – научить студентов первичным навыкам прикладной социологии, которыми они смогут воспользоваться во время своей работы. Именно поэтому в двух темах (№ 10 и № 12) мы выделили отдельно два занятия для составления программ социологического исследования.

В ходе работы, рекомендуется выполнить все задания для самостоятельной работы, а при подготовке к семинарским занятиям и итоговой аттестации в конце семестра, сделать упор на изучение первоисточников – сочинений классиков социологической науки.

Пособие состоит из трех разделов. В первом изложена программа курса, которая включает в себя: краткое содержание лекций, литературу и, в зависимости от темы и часов, задания для самостоятельной работы иди для семинарских /практических заданий. Задания для самостоятельной работы обязательны и для очного и для заочного отделения, выполняются в рукописном виде (пособие можно использовать как рабочую тетрадь).

Во втором разделе даны темы для контрольных работ, которые выполняются студентами заочного отделения и темы к итоговому зачету для студентов обоих форум обучения.

В третьем разделе указаны основные источники, которые студент должен прочитать, основная и дополнительная учебная литература (допускается, что студент будет использовать тексты, не указанные в списке). Завершает раздел – список Интернет - источников.