Законодательная политика Временного правительства: уголовное право и аграрный вопрос

Произошедшая Февральская революция 1917 года не внесла существенных изменений в правовую систему. Свод законов империи продолжил свое применение и в новой обновленной России. Были отменены нормативно-правовые акты о монархической власти и ее природе и законы о дискриминации по политическому, национальному и религиозному принципу. В законодательной деятельности особое место отводилось Юридическому совещанию. Которое должно было давать свои заключения по всем мероприятиям, проводимым Временным правительством. Основным видом нормативно-правовой документации становилось постановление Временного правительства, опубликованное в Вестнике Временного правительства, приобретающее в новых условиях силу закона в России. Вместе с тем, следует отметить тот факт, что механизма исполнения постановлений правительства практически не существовало, несмотря на механизм юридической ответственности перед судебными органами. Судебными органами оставались: сенат и судебные палаты по гражданским и уголовным делам. Окружные суды и мировая юстиция. Основным направлением деятельности Временного правительства в судебной сфере становилось сохранение судебно-прокурорского аппарата. Но и здесь были изменения. В марте 1917 года демократизации были подвергнуты судебные учреждения - создавались временные суды из мировых судей и представителей рабочих и крестьян. В армии уже в августе 1917 года создавались военно-революционные суды, имевшие право применения смертной казни за военные преступления. В области уголовно-правовых отношений продолжало действовать уложение о наказаниях уголовных и исполнительных 1903 года с дополнениями. Дополнения предлагали привлекать к уголовной ответственности тех, «кто лишал возможности осуществлять власть Временного правительства». Они подвергались обвинению в государственной измене.

В условиях крестьянского малоземелья, трудностей российской деревни, перебоями с поставками продовольствия и промышленных товаров, ослабления центральной власти резко обострились аграрные отношения и аграрный вопрос. Несмотря на запрет Временным правительством любых переделов земли до созыва Учредительного собрания, аграрные беспорядки продолжались. Вводимые Временным правительством в апреле- мае 1917 года монополии на продажу хлеба и других продуктов питания практически не выполнялись. Огромные надежды на поддержание правового порядка Временное правительство возлагало на земскую и городскую милицию, создаваемую вместо царской полиции в марте 1917 года. Общее руководство ее должно осуществлять Главное управление по делам милиции при МВД Временного правительства. В связи со сложностями кадровой политики - запретом комплектовать милицию сотрудниками прежней полиции - милиция оказалась деморализованной и неспособной бороться с преступностью в разных сферах жизни. Таким образом, милиция так и не стала надежным административным органом Временного правительства. Вся система государственного управления оказалась неспособной справиться с тяжелыми условиями первой мировой войны, что приводило к росту преступлений и преступных проявлений и характеризовало распад всей вертикали власти страны.

ТЕМА 10. СОЗДАНИЕ СОВЕТСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И СОВЕТСКОГО ПРАВА. КОНСТИТУЦИЯ РСФСР 1918 ГОДА (ОКТЯБРЬ 1917- 1921 ГОДОВ.)

В ходе Октябрьской революции 1917 года произошло низложение Временного правительства во главе с премьер-министром Александром Федоровичем Керенским (1881-1970), в соответствии с решением II Всероссийского съезда советов в ночь с 25-26 октября (6-7 ноября) 1917 года.