Выявление признаков преступлений, проверочные действия, возбуждение уголовного дела
Признаки налогового преступления могут быть достаточно очевидны, носить явный характер, но могут и не выделяться на общем фоне правомерной деятельности.
К числу явных признаков следует отнести:
а) полное несоответствие реальной хозяйственной деятельности ее до
кументальному отражению;
б) несоответствие записей в бухгалтерских документах: первичных —
учетным, учетных — отчетным;
§ 2. Выявление признаков преступлений, проверочные действия 753
в) наличие материальных подлогов в документах (дописки, исправле
ния, подчистки, замена страниц и т. д.);
г) уничтожение бухгалтерских документов (первичных, учетных, отчет
ных);
д) инсценировка несчастного случая (пожар, затопление) или банкрот
ства.
К неявным признакам относятся всякого рода нарушения, которые могут трактоваться как отсутствие профессионализма, небрежность. К их числу относятся нарушения: правил ведения учета и отчетности, правил ведения кассовых операций, правил списания товаро-материальных ценностей, правил документооборота, технологической дисциплины.
Источниками первичной информации могут быть и лица определенной категории: продавцы, не участвующие в налоговом преступлении, не осознающие факт его совершения; очевидцы каких-либо криминальных или финансовых операций, не отдающие себе отчет в их сути (секретари, шоферы, работники охраны и др.); лица, замешанные в преступлении (контрагенты, пособники, поставщики, потребители); ревизоры, аудиторы, члены инвентаризационных комиссий, представители общественности и добровольные помощники органов дознания; налоговые инспекторы, представители внебюджетных фондов, сотрудники органов внутренних дел1.
Практика свидетельствует о том, что наиболее частыми поводами к возбуждению данной категории уголовных дел являются: непосредственное обнаружение налоговых преступлений органами внутренних дел, сообщения налоговых инспекторов; использование криминальной милицией информации указанного выше рода, получаемой из различных источников.
Проверка материалов, свидетельствующих о наличии признаков налоговых преступлений, осуществляется в основном подразделениями криминальной милиции по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями. В ходе таких проверок проводятся оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений в соответствии с законодательством РФ (Закон об ОРД, ст. 36 НК РФ).
Для этапа проверочных действий характерны две типичные ситуации: 1) первичная информация получена негласным путем; 2) первичные данные поступили из открытых и официальных источников (документов налоговых инспекций, заключений аудиторных служб, актов контрольно-ревизионного управления (КРУ), от средств массовой информации).
1 Указом Президента РФ от 11 марта 2003 г. № 306 «Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации» (п. 2, 3) с 1 июля 2003 г. упразднена налоговая полиция (ФСНП). Вместо этого в центральном аппарате МВД России бьша создана Федеральная служба экономических и налоговых преступлений (ФСЭНП), в состав которой входили два главных управления: управление по борьбе с экономическими преступлениями (ГУБЭП) и управление по налоговым преступлениям (ГУНП). В 2004 г. в связи с изменением структуры МВД России данные виды преступлений отошли к Департаменту экономической безопасности, в составе которого действуют оперативно-розыскные бюро по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями в разных сферах экономики (банковской, предпринимательской и т. д.). На региональном и местном уровнях действуют отделы, отделения, группы по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями, введенные в состав криминальной милиции постановлением Правительства РФ от 24 июня 2003 г. № 302 «О подразделениях криминальной милиции».
Глава 49. Налоговые преступления
Для первой ситуации закономерна скрытая проверка: негласное наблюдение за передвижением и сбытом товарно-материальных ценностей, сырья, продукции, за технологическими процессами производства; изучение документооборота, осмотр помещений, транспорта, беседы с работниками, возможными свидетелями. На этой же стадии осуществляются запросы в криминалистические учеты и банки данных (о личностях, об аналогичных способах совершения преступлений и т. д.).
При получении информации из официальных источников проверка носит комбинированный характер. Основное внимание уделяется открытым (гласным) действиям. Однако то, что не удается выявить таким путем, стараются установить негласно.
Гласными действиями по рассматриваемым преступлениям, осуществляемыми до возбуждения уголовного дела, являются: ревизии, аудиторские проверки по заданию налоговой инспекции, криминальной милиции; запросы и проверки налоговой инспекции; осмотры помещений и документов сотрудниками криминальной милиции; получение образцов сырья, полуфабрикатов и готовой продукции путем «контрольных закупок»; получение объяснений от должностных и материально ответственных лиц.
Существенная роль в ходе выполнения как гласных, так и негласных проверочных действий отводится специалистам. Такие специалисты, как бухгалтер, ревизор, аудитор, могут дать консультацию по вопросам: определения вида документа и его относимости к данному расследованию; установления того, кто из должностных лиц мог быть причастен к составлению конкретного документа; каким образом может быть истолкована собранная информация; в чем выражались отступления (и какие) от существующих правил и т. п.
Если в качестве проверочного действия осуществляется ревизия, то типичными вопросами являются: какова величина сокрытой части налогооблагаемой прибыли; какова сумма неуплаченного налога; каким образом скрывался налогооблагаемый доход; какова продолжительность выявленных налоговых правонарушений; что способствовало их совершению.
В ходе любого из перечисленных выше проверочных действий должны приниматься меры, обеспечивающие: сохранность документов, в особенности тех, которые предстоит изъять; подбор свободных образцов (прежде всего подписей должностных лиц); поиск всевозможных черновых записей; нейтрализацию противодействия следствию (проверке). Такое противодействие возможно в самых различных формах: уничтожение документов и вещественных доказательств, инсценировка несчастных случаев в отношении имущества или людей; утаивание партнеров по нелегальному бизнесу; прямые угрозы свидетелям, специалистам, инспекторам, сотрудникам криминальной милиции.
Информацию, собранную в ходе проверочных действий, оценивают с нескольких позиций:
а) ее относимость к целям и задачам расследования;
б) допустимость и целесообразность использования (в качестве доказа
тельной, в качестве ориентирующей);
в) достаточность полученных данных для возбуждения уголовного дела
и принятия процессуальных решений;
г) перспективы расследования.
С учетом того, что значительное число уголовных дел возбуждают на основании материалов проверок, осуществляемых органами налоговой
§ 2. Выявление признаков преступлений, проверочные действия 755
службы, целесообразно подробнее остановиться на рассмотрении этих материалов.
В соответствии со ст. 87—89 НК РФ сотрудники налоговых органов вправе проводить камеральные и выездные налоговые проверки. Камеральные проводятся по месту нахождения налогового органа, выездные — по месту нахождения налогоплательщика (организации, предприятия, филиала и т. д.). Выездная проверка может продолжаться от одного до трех-четырех месяцев. В ходе таких проверок налоговый орган вправе проверять предоставленные налогоплательщиком документы, затребовать иные документы, получать объяснения налогоплательщика, собирать иные сведения, способствующие правильному исчислению налога. При выездной налоговой проверке уполномоченные лица вправе проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых для извлечения дохода либо связанных с содержанием объекта налогообложения, изымать документы и предметы (ч. 4 ст. 89, ст. 90—94 НК РФ).
По результатам проверки составляется акт, к которому прилагается налоговая декларация и иные необходимые документы, а также объяснение налогоплательщика.
В результате проведенной налоговой проверки в структурные подразделения органов криминальной милиции по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями должны быть направлены следующие документы:
а) письменное сообщение о фактах сокрытия доходов (прибыли или
иных объектов налогообложения) налогоплательщиком;
б) акт документальной проверки соблюдения налогового законодатель
ства и решение по нему начальника Госналогинспекции (с приложением
подлинных бухгалтерских документов, деклараций, истребованных и изъя
тых в ходе проверки документов (предметов));
в) документы о разъяснении налогоплательщику его прав, а также его
возражения и объяснения;
г) объяснения должностных лиц налогоплательщика, если они были да
ны;
д) копии приказов о назначении на должность лиц, ответственных за
финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщика;
е) протокол, постановление и иные документы о привлечении к адми
нистративной ответственности за неуплату налогов (если это имело место
ранее).
Собранные в ходе первичной проверки и направляемые из налогового органа материалы несут информацию лишь об объективной стороне, т. е. о механизме совершения налогового преступления, не позволяя получить представление о субъективной стороне.
Для того чтобы избежать,необоснованного возбуждения уголовного дела, следствию необходимо:
тщательно изучить все материалы проверки, проведенной налоговым органом, обратив особое внимание на то, указаны ли в акте проверки исследованные бухгалтерские документы, приложены ли необходимые документы к акту проверки;
изучить изъятые и представленные с актом проверки документы (воспользовавшись помощью специалиста: бухгалтера, аудитора, ревизора);
Глава 49. Налоговые преступления
ознакомиться с данными оперативно-розыскных действий, проведенных структурным подразделением по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями криминальной милиции;
получить объяснения у налогоплательщика (лиц, ответственных за финансово-хозяйственную деятельность хозяйствующего субъекта, и лиц, подписавших декларацию).
По результатам этих действий следователь принимает решение о возбуждении уголовного дела в соответствии со ст. 146 УПК РФ.