ТЕМА 4. Деловая коммуникация. Риторические жанры.

Деловое общение как вид речевого общения, направленного на установление деловых связей. Законы делового общения.

Принципы и правила бесконфликтного общения (терпимость к собеседнику, принцип благоприятной самоподачи, принцип минимальной негативной информации). Принципы эффективного речевого воздействия. Коммуникативные позиции участников общения.

Деловое общение и деловой этикет как нормы речевого поведения между равными по статусу людьми; вертикаль: начальник – подчиненный.

Русский литературный язык и его нормы.

Понятие делового речевого этикета (типовых готовых формул – приветствия, просьбы, благодарности, извинения, отказа и пр.).Деловой разговор. Деловая беседа. Собеседование при приеме на работу. Деловое совещание. Пресс-конференция. Интервью. Деловой телефонный разговор. Специфика жанров.

Речевые стандарты. Понятие управленческой риторики. Управленческая деятельность как обмен информацией и общение. Вербальное и невербальное общение руководителя с подчиненными.

Основные термины и понятия.

«Закон края»; умозаключение; деловая риторика.

Контрольные вопросы

1. Какие законы действуют в сфере делового общения?

2. Что понимают под коммуникативной позицией говорящего?

3. Что такое управленческая деловая риторика?

4. Сформулируйте речевые аспекты деятельности руководителя.

 

ТЕМА 6. Логика, композиция речи.

Учет оратором в анализе и оценке явлений, фактов, событий требований, диалектической логики.

Знание и соблюдение формальной логики. Определенность мысли, последовательность мысли, непротиворечивость, убедительность и доказательность, анализ и синтез. Построение умозаключений по аналогии. Доказательство и аргументация. Классификация логических ошибок. Способы их устранения.

Основные термины и понятия.

Индукция; круг в доказательстве; подмена тезиса; софизм; эмфаза

Контрольные вопросы

1. Какие логические ошибки возможны в системе доказательства?

2. Как связана композиция выступления с его логикой?

3. Что такое софистический метод доказательства?

4. Что такое «уловки в споре?»