Содержание дипломной работы.

1. Обзор литературы

Научный руководитель указывает студенту лишь основную литературу по теме, чтением которой, конечно, нельзя ограничиваться.

Источниками информации должны служить статьи в психологических жур­налах (Мир психологии, Вопросы психологии, Психологический журнал и другие, список наиболее авторитетных журналов можно посмотреть в «Списке ВАК»), монографии, диссертации, материалы конференций и симпо­зиумов. В качестве вспомогательных источников информации могут выступать реферативные журналы и библиографии (списки литературы, содержащиеся, как правило, в конце монографий и учебников). Основным источником информации являются библиотеки, а также электронные библиотеки, такие как questia com, psylib.com и др..

Важно отметить: чтобы литературный обзор не производил на рецензентов и государственную комиссию впечатление ус­таревшего, не менее половины упоминаемых в нем ис­точников должны быть изданы в последние 10 лет.

Хорошо подготовленный литературный обзор позволяет провести выявить нерешенные проблемы в конкретной предметной области, более четко поставить задачи эмпирического исследования, подобрать методы и провести обсуждение полученных результатов.

2. Эмпирическое исследование.

Эксперимент (или эмпирическое исследование) направлен на проверку выдвинутой гипотезы (или гипотез).

Перед началом эксперимента необходимо тщательным образом спланиро­вать его методическое обеспечение. В этом сложном вопросе желательна активная позиция самого студента. При выборе методик студенты могут пользоваться зна­ниями, полученными в курсе общей и экспериментальной психологии, психодиагностики, психологических практикумов, специальных дисциплин.

Для фиксации результатов исследования полезно разработать стандартный протокол, который позволит в процессе эксперимента, обследования испытуемых экономить время и не распылять внимание экспериментатора. Стандартные протоколы позволяют четко фиксировать результаты и облегчают их дальнейшую обработку.

Как правило, окончательное утверждение методического комплекса и фор­мы протокола происходит после так называемого «пилотажного исследования» - пробного эксперимента на небольшой группе испытуемых. Например, если в ос­новной части эксперимента планируется участие 20-30 испытуемых, то для пило­тажного исследования достаточно обследовать 3-4 человека. Подобная практика позволяет уточнить выбор методического обеспечения эксперимента, форму прото­кола, своевременно внести необходимые изменения.

Выбор методического комплекса зависит от целого ряда факторов: цели исследования, трудоемкости обследования и необходимости уложиться в поставленные сроки, количества испытуемых, материально-технического обеспечения эксперимента.

Научный руководитель помогает студенту как на этапе первоначального формирования методического комплекса, так и при его окончательной «доводке» после пилотажного исследования.

Следующая часть работы - основной этап сбора эмпирических данных. Здесь следует напомнить о необходимости аккуратного ведения научной документации. Все протоколы должны заполняться ручкой (не карандашом) - это общее правило и для психолога, и для его испытуемых. Исключение составляют рисуночные и графические методики (проективные рисунки выполняются испытуемыми про­стым или цветными карандашами). Все протоколы обязательно подписываются, на них указываются паспортные данные испытуемого (если обследование не анонимное), необходимые объективные данные о нем, ставится дата обследования. Если в протоколе несколько страниц, они нумеруются, и фамилия (или номер) ис­пытуемого ставится на каждой странице.

Последующие обследования и протоколы становятся для исследователя мощным интерферирующим фактором, вытесняющим из памяти предшествую­щую информацию, поэтому неподписанный протокол очень скоро теряет всякий смысл. Ведь в научном эксперименте, как правило, важны не результаты обследо­вания конкретного испытуемого сами по себе, а их сопоставление с некими внеш­ними факторами (возрастом, социальным положением, успешностью обучения и т.п. - в зависимости от цели проводимого исследования).

Вопрос о том, насколько большую группу испытуемым следует обследовать, весьма индивидуален. С одной стороны, группа должна быть достаточно велика, чтобы ее обследование позволило сделать обоснованные выводы. С другой сто­роны, ее нельзя чрезмерно увеличивать, чтобы не выйти за отведенные временные рамки. Объем обследуемой выборки испытуемых должен согласовываться с научным руководителем. Следует помнить, что главным критерием при оценке дипломной работы – это не только численность группы, но качество всего исследования, включающее и обоснованность методического комплекса, и обоснованность конечных выводов, которые зависят прежде всего от экспериментального мастерства автора, и только во вторую очередь – от численности исследованной группы (хотя конечно делать диплом на одном человеке тоже не стоит!).