Основные концепции правопонимания

Но для того, чтобы объяснить особенности права, показать характер регулирования, необходимо определить его содержание, формы существования, пути формирования и способы защиты. Между тем вопрос о понимании права – исходный, ключевой: в зависимости от его решения понимаются и трактуются все другие правовые явления. Поэтому важно четко представлять, что охватывается понятием права, что составляет его сущность, содержание и форму, каково соотношение права и других правовых явлений. При этом следует учесть, что право, по сравнению с первобытными обычаями (и иными социальными нормами), явление сложное, многогранное. Не случайно среди исследователей не было единства в его понимании, и поэтому образовалось достаточно большое количество теорий понимания права как явления.

Теория позитивного права (нормативистская теория)

В основе этой теории лежит положение, что право представляет собой совокупность норм, исходящих от государства. То есть право творится государством и закрепляется им в письменной форме (отсюда понятие «позитивное»). Следовательно, основным признаком права является его нормативность и государственная гарантированность. В отечественной литературе эту концепцию развивали такие ученые, как Н.Г.Александров, С.С.Алекесеев, А.М.Васильев, М.Н.Марченко, А.В.Мицкевич и др.

Особую ветвь этой теории составляет нормативистская теория Г.Кельзена, так называемая «чистая теория права». По мнению Г.Кельзена, право представляет собой пирамиду норм, которые обязаны своим возникновением не реальным общественным отношениям, а возвышающейся над обществом «суверенной, главной норме», определяющей иерархическую пирамиду, согласно которой каждая норма черпает юридическую силу в норме, занимающей более высокую с ней ступень. Откуда появляется эта первичная норма, Кельзен умалчивает. Так, «чистая теория» означает, что в основе развития права лежат не субъективные либо объективные факторы, а идея права сама по себе. Поэтому и наука теории права, по его мнению, должна изучать право в «чистом виде», вне связи с экономическими, социальными, политическими, нравственными, идеологическими факторами. Суть своей теории Кельзен выразил в определении права, согласно которому право есть «совокупность норм абстрактного долженствования». В этом случае право как «мир должного» противопоставляется «миру сущего», т.е. реалиям социальной жизни.

В целом же нормативистская теория получила достаточно широкое распространение. Она выступила как либеральная нормативная теория, использующая идеи естественного права. Она способствовала упрочению законности, ограничению судейского усмотрения. На ее базе обосновывалась идея правового государства в смысле самоограничения власти законом.[10].