Тема «Производство. Факторы производства»

Класс 5.

Цели урока: 1. Закрепить материал через понятия: капитальные ресурсы, факторы производства, предметы и орудия труда. 2. Развивать экономическое и логическое мышление учащихся через игровую форму. 3. Формировать умение применять полученные знания в практической деятельности.

Оборудование урока: 1. Схема путешествия. 2. Текст зашифрованной телеграммы. 3. Шесть карточек с надписями: средства производства; здания, сооружения, предметы труда; орудие труда; капитальные ресурсы. 4. Плакат с перечнем профессий и предметов труда. 5. Иллюстрации, изображающие факторы производства. 6. Четыре бейджика с надписями: повар, столяр, швея, цветовод. 7. Кастрюля, ножницы, сантиметровая лена, ткань, овощи, деревянный брусок, цветы, поварешка, ложка, нож, молоток, стамеска, рыхлитель для земли, лопатка, гвозди, игла и т.д. 8. Магнит.

Поэтапное описание урока.

1. Организационный этап.

Взаимное приветствие учителя и учащихся; проверка отсутствующих; проверка готовности учеников к уроку: наличие тетрадей, учебника, письменных принадлежностей; проверка внешнего вида учеников и их рабочей позы.

2. Подготовка учеников к контролю знаний.

Учитель: - Ребята, мне только что передали телеграмму, но она не простая, а зашифрованная. Давайте ее расшифруем. (Телеграмма раздается ученикам, одна на парту).

Телеграмма.

«12 11 9 11 3 7 15 5 10 1 8 1 4 7 15 16

12 13 11 7 6 2 11 4 14 15 2 11.

12 13 11 7 6 2 11 4 7 15 5 8 7.»

Расшифровка телеграммы:

1 а 5 е 9 м 13 р

2 в 6 з 10 н 14 с

3 г 7 и 11 о 15 т

4 д 8 л 12 п 16 ь

Учитель: - Цифре соответствует буква. Замените цифры на буквы, и у вас получится предложение. Что написано в телеграмме?

Ученики: - Помогите наладить производство. Производители.

Учитель: - Ребята, получается, что нас зовут на помощь. Вы согласны совершить путешествие, чтобы помочь производителям и наладить производство на острове? На доске висит карта, по ней будем ориентироваться и перемещаться с помощью магнитной фишки. Все готовы к путешествию?

3. Всесторонняя проверка знаний учащихся.

Учитель: - Остров Производство находится в океане Экономика. Чтобы до него добраться, нам придется преодолеть много препятствий.

Наше путешествие начнется с острова Солнышко.(Учитель ставит магнитную фишку на остров Солнышко). Перечислите, пожалуйста, все бесплатные блага, которые есть на этом острове.

(На острове изображены солнце, водопад, растения, природные ископаемые, дождевая тучка, лес и т.д.).

Ученик перечисляет бесплатные блага, глядя на карту острова Солнышко. Учащиеся слушают ответ ученика и могут делать дополнения после его ответа.

Учитель: - Вы прекрасно справились с первым испытанием, поэтому отправляемся на следующий остров, который называется Перевертыш. (Учитель магнитную фишку переносит на остров Перевертыш). На этом острове необходимо разобраться в том, что такое капитальные ресурсы. Кто отважится из набора карточек составить схему «Капитальные ресурсы»?

Ученик берет набор карточек с терминами: средства производства, здания, сооружения, предметы труда, орудия труда, капитальные ресурсы - и составляет схему «Капитальные ресурсы». Если будут затруднения при выполнении задания, то данному ученику помогают другие учащиеся.

(Ответ: предмет труда средства здания капитальные

орудие труда производства сооружения ресурсы).

Учитель: - Молодцы, хорошо справились с трудной работой на острове Перевертыш. Сейчас мы отважно пересечем водные преграды и доберемся до острова Труда. (Учитель магнитную фишку переносит на остров Труд).

- На острове Труд жители перепутали, что такое орудия труда и что такое предметы труда.

- Объясните жителям острова, что такое орудия труда? (учитель выслушивает ответы учащихся).

- Что такое предметы труда? (учитель выслушивает ответы учащихся).

- На этом острове жители перепутали предметы труда и профессию. Поможем им распутать этот сложный для них вопрос?

На доске открываются заранее написанные в две колонки слова. С помощью стрелок учащиеся должны соотнести профессию с соответствующим предметом труда.

ШАХТЕР ТОПОР

ТКАЧИХА КОЖА

САПОЖНИК ПРЯЖА

БУЛОЧНИК ТЕСТО

ПРОДАВЕЦ АВТОМОБИЛЬ

ДРОВОСЕК ЛОПАТА

ЗЕМЛЕКОП ТОВАР

ВОДИТЕЛЬ УГОЛЬ

Учитель: - Вы очень хорошо помогли разобраться жителям острова Труд в сложнейших для них вопросах, поэтому они доброжелательно провожают нас на остров Ресурсов. (Учитель магнитную фишку переносит на остров Ресурсов).

На острове Ресурсов жители не могут понять, что такое факторы производства. Они даже приготовили для нас иллюстрации, но что с ними делать, не знают. (Учитель выдает набор иллюстраций (до 20 штук) с изображением природных ресурсов, капитальных ресурсов, людских ресурсов). Кто сгруппирует иллюстрации и назовет факторы производства? (с карточками работают 3 ученика, с помощью магнитов прикрепляют иллюстрации на доску).

Учитель: - Ребята, как хорошо вы помогли жителям острова Ресурсов, но задерживаться на острове нельзя, так как нас ждет - не дождется остров Фабрика. Жители острова на перебой кричат нам:

- Что такое экономическое благо? (Выслушиваются ответы учащихся).

- Как называется процесс создания экономических благ? (Выслушиваются ответы учащихся).

Учитель: - О, вы произнесли самое важное слово - «производство». Сейчас мы сможем отправиться на остров Производства, где люди терпят невзгоды и рассылают по всему океану Экономика тревожные телеграммы. Отправляемся скорее в путь. Но что такое впереди? На пути мост Затрат. Нужно назвать цепочку затрат на изготовление апельсинового сока. Кто перечислить цепочку затрат? (Выслушиваются мнения учащихся, пока не будет названа полная цепочка затрат. В данном задание принимает участие весь класс).

- Молодцы, ребята! Сейчас мы смело можем плыть к острову Производство. (Учитель магнитную фишку переносит на остров Производство). О, да на острове прошел сильнейший ураган, который перепутал предметы труда и орудия труда, потому жители и забили тревогу. Сначала всех жителей острова надо накормить. Поваром будет Лена. Затем нужно построить жилье. Столяром будет Алеша. Всем нужно сшить новую одежду. Швеей будет Катя. Остров нужно привести в порядок. Цветоводом будет Наташа. (Учащиеся выходят к доске. Учитель прикрепляет каждому соответствующий бейджик). На столе лежат предметы.

- Ребята, выберите то, что соответствует вашей профессии. А затем объясните, что является предметом труда, а что орудием труда. (На столе лежат кастрюля, ножницы, сантиметр, ткань, овощи, деревянный брусок, цветы, поварешка, ложка, нож, молоток, стамеска, лопатка, гвозди, нитки и т.д.)

Учащиеся разбирают предметы и объясняют, что в их профессии является предметом труда, а что орудием труда.

Учитель: - Вот и наладилось производство на острове. Ребята! Мне снова принесли телеграмму. Что же в ней написано? (Учитель дает на каждую парту текст телеграммы).

Телеграмма.

«14 12 1 14 7 17 11»

1 а; 17 б; 7 и; 11 о; 12 п; 14 с.

- Ребята, нас жители острова Производства благодарят за помощь. Вы молодцы, вы хорошо знаете тему «Производство. Факторы производства» и своими знаниями доказали, что разбираетесь в предметах труда и орудиях труда, капитальных ресурсах. Знания этой темы вам пригодятся в жизни.

4. Подведение итогов работы. Сообщение домашнего задания.

Сегодня на уроке вы проявили знания, находчивость, готовы прийти на помощь тем, кто находится в бедственном положении.

Выставляются отметки наиболее активным путешественникам.

Домашнее задание. Продумайте свой вариант путешествия по данной теме и презентуйте его на следующем уроке.