Понятие наименования мест происхождения товаров

 

Законодательство и правовая доктрина различают два понятия: наименование места происхождения товара и указание происхождения товара, которые, хотя и похожи, имеют определенные различия. И в том и в другом случае делается ссылка на географическое место происхождения товара. Однако в первом случае речь идет об указании на район или местность, характерные природные или этнографические факторы которых обусловливают исключительно либо преимущественно качественные особенности изготовляемых или добываемых в них товаров. Кроме того, наименование места происхождения товара должно было внедриться в сознание потребителя как отвечающее определенным свойствам или качествам товара. Примером наименований места происхождения товара могут служить такие термины, как "палехские шкатулки", "коньяк", "мускат".

Что касается указаний происхождения товара, то они также указывают на географическое место происхождения или добычи товара, но в этом случае связь между географическим наименованием и особыми качествами товара менее ярко выражена, хотя и присутствует (например, бразильский кофе). Указание происхождения товара возможно не только в словесной форме, но и с помощью изображений, национальных символов, географических карт.

В некоторых случаях указание места происхождения товара может вообще не вызывать представлений о качестве товара (например, "сделано в России"). Однако следует иметь в виду, что указание происхождения товара в некоторых случаях обязательно (в частности, в международной торговле некоторыми видами товаров).

Основным правовым актом, регулирующим правовую охрану наименований мест происхождения товара в Российской Федерации, является Гражданский кодекс РФ. При его разработке учитывались положения Лиссабонской конвенции об охране наименований мест происхождения товара и их международной регистрации от 31 октября 1958 г.

В соответствии со ст. 1516 Гк РФ это обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое наименование страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта (далее - географический объект) или производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами.

Можно прийти к выводу, что такое наименование может быть как официальным, так и неофициальным, полным или сокращенным, современным или историческим.

Особые свойства такого наименования исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями или людскими факторами либо природными условиями и людскими факторами одновременно. Под людскими факторами следует понимать профессиональные навыки местных мастеров. Природные факторы включают почвенные, климатические и тому подобные факторы.

Функции, выполняемые наименованиями мест происхождения товара, совпадают с функциями, выполняемыми товарными знаками (отличительная, информационная, рекламная).

Указание на происхождение товара из определенной местности может носить как прямой, так и косвенный характер, однако оно должно определенным образом ассоциироваться с конкретной географической территорией. Обозначение может включать в себя полное или сокращенное официальное название определенного географического объекта, либо речь может идти об историческом названии местности.

При предоставлении правовой охраны необходимо выявить связь между обозначением товара и его особыми свойствами, которые в свою очередь обусловлены его происхождением из определенной местности. Причем принадлежность к определенной местности должна быть достаточно устойчивой и иметь известность среди потребителей.

Такие свойства могут быть обусловлены особенностями почвы, климата, состава воды, определенной влажностью воздуха. (В качестве примера можно привести минеральные воды, разливаемые в Боржоми, чай, выращиваемый на Цейлоне и т.д.)

Особые свойства, относящиеся к людским факторам, включают культурные, профессиональные и производственные традиции (палехские шкатулки, жостовские подносы и т.д.).

Для того чтобы наименованию места происхождения предоставлялась правовая охрана, оно должно быть зарегистрировано.