II историческая форма позитивизма – эмпириокритицизм (Мах, Авенариус).
Термин «эмпириокритицизм», введен Авенариусом, означает критику опыта. Опыт – это мир, зафиксированный в сознании познающего субъекта в виде утверждений.
Цель эмпириокритицизма – очистить опыт от метафизики: от таких понятий как материя, субстанция и других понятий.
В отличие от позитивистов «первой волны», которые считали, что философия должна заниматься созданием единой картины мира, эмпириокритики видели задачу философии в установлении принципов упорядочивания явлений.
Принцип наименьшей траты сил – основной принцип, которым должна руководствоваться философия. Этот принцип ориентирует на кумулятивную модель развития научного знания. Мах назвал его – принципом экономии мышления.
При этом «экономия» – это отказ от признания материальности мира и его объективности и сведение этого мира к комплексу ощущений.
Из принципа экономии мышления вытекает положение об «описании» как идеале науки. Гипотеза, по Маху, плодотворна в качестве предварительного допущения, поскольку ученый не может иметь ясных мыслей о неизвестном, и вынужден предугадывать.
В развитой науке, утверждает Мах, объяснение лишне и в целях экономии мышления должно быть удалено. Одним из ненужных объяснительных элементов науки, подлежащих устранению, Мах считает понятие причинности.
Ядром описания должен быть анализ ощущений – данных чувственного познания; наука должна оставаться в экспериментальной сфере.
Эмпириокритицизм тесно связан с консерватизмом утверждающим, что общие положения науки, носят условный характер, являются продуктом научного соглашения.