VIII. ГЛАВА О ТЫСЯЧЕ

Одно полезное слово, услышав которое становятся спокойными, лучше тысячи речей, составленных из бесполезных слов.

Одно полустишие, услышав которое становятся спокойными, лучше тысячи стихов, составленных из беспо­лезных слов.

Одно полустишие, услышав которое становятся спокойными, лучше, чем если бы кто-нибудь продекламировал сто стихов, составленных из бесполезных слов.

Если бы кто-нибудь в битве тысячекратно победил тысячу людей, а другой победил бы себя одного, то именно этот другой — величайший победитель в битве.

Поистине, победа над собой человека, живущего в постоянном самоограничении, смирившего себя, лучше, чем победа над другими людьми.

Ни Мара с Брахмой, ни гандхарва, ни даже сам бог не смогут превратить у такого человека победу в поражение.

Пусть некто месяц за месяцем тысячекратно в течение ста лет совершает жертвоприношения и пусть другой воздаст честь, — хотя бы на одно мгновенье, — совершенствующему себя. Поистине, такое почитание лучше столетних жертвоприношений.

Пусть человек сто лет ухаживает за огнем в лесу и пусть он воздаст честь, — хотя бы на одно мгновенье — совершенствующему себя. Поистине, такое почитание лучше столетних жертвоприношений.

Что бы ни пожертвовал в этом мире в течение года добродетельный как милостыню или приношение, все это не стоит и ломаного гроша. Уважение к ведущим праведную жизнь — лучше.

У того, кто почтителен и всегда уважает старых, возрастают четыре дхаммы: жизнь, красота, счастье, сила.

Один день жизни добродетельного и самоуглубленного лучше столетнего существования порочного и распущенного человека.

Один день жизни умудренного и самоуглубленного лучше столетнего существования невежественного и распущенного человека.

Один день жизни обладающего кипучей энергией лучше столетнего существования ленивого и лишенного энергии человека.

Один день жизни видевшего начало и конец лучше столетнего существования человека, не видящего начала и конца.

Один день жизни видевшего бессмертную стезю лучше столетнего существования человека, не видящего начала и конца.

Один день жизни видевшего высшую дхамму лучше столетнего существования человека, не видящего высшей дхаммы.