Монополия: сущность, ценообразование, определение оптимальных объемов производства. Показатели монопольной власти.

Монополия предполагает, что одно предприятие является единственным производителем продукции, не имеющей аналогов. Покупатели при этом не имеют возможности выбора: они вынуждены приобретать продукцию предприятия-монополиста.

Способность фирмы-монополиста влиять на цены не является безграничной. Наивысшая цена, которую может назначить монополист, определяется кривой спроса. Из этого следует, что рыночная власть фирмы-монополиста не гарантирует получение положительной экономической прибыли.

Анализ условий максимизации прибыли монополистом позволяет раскрыть несколько наиболее распространенных заблуждений относительно поведения монополиста на рынке:

Монополист не назначает максимально высокую цену. Монопольная власть фирмы ограничена рыночным спросом, назначение цены выше рыночной повлечет за собой снижение совокупной прибыли монополии.

Прибыли монополиста не всегда являются сверхвысокими. Рыночный спрос может быть настолько слабым, что монополист будет получать лишь нормальную прибыль. Кроме того, значительно снизить прибыльность фирмы могут неэффективность производства и высокие издержки.