Анализ чувствительности прибыли к изменениям цены и структуры затрат

 

В основе этого метода лежит расчет объема реализации, который должен обеспечивать требуемую величину прибыли при изменении цены или структуры затрат (постоянные и переменные затраты).

Если изменяются постоянные затраты (расходы), то объем реализации, обеспечивающий желаемую величину прибыли, определяется по формуле:

 

(19.5)

 

где Мо — желаемая прибыль, руб.;

Мвн — новая валовая маржа, руб.

Если изменяются переменные затраты, то расчет производится по следующей формуле:

 

(19.6)

 

где ан — новый процент валовой маржи к выручке от реализации.

Если изменяется цена, то расчет осуществляется по такой формуле:

 

(19.7)

 

где аn — исходный процент валовой маржи к выручке от реализации;

Мви — исходная валовая маржа, руб.

Рассмотрим характер этих изменений на примере хлебозавода, который имеет следующие показатели:

годовое производство батонов 100 000 шт.

цена одного батона 2,80 руб./шт.

средние переменные расходы 1,80 руб./шт.

При таком объеме реализации, цене и переменных затрат хлебозавод имеет следующие показатели:

выручка от реализации равна: 2,80. 100 000 = 280 тыс. руб.;

переменные расходы составили: 1,80 100 000 = 180 тыс. руб.;

валовая маржа равна: 100 тыс. руб.;

постоянные расходы равны: 50 тыс. руб.

Прибыль равна 50 тыс. руб.

Допустим, цена увеличилась на 10%. В этом случае руководству предприятия важно знать, как изменится величина прибыли и каков должен быть объем реализации, чтобы сохранить прежний уровень прибыли.

Итак, новая цена равна: 2,80 + 0,28 = 3,08 руб./шт.;

новая выручка = - 3,08 руб./шт. 100 000 = 308 тыс. руб.;

переменные расходы составят: 1,80 100 000 = 180 тыс. руб., или 59%;

валовая маржа равна 128 тыс. руб., или 43%;

постоянные расходы равны 50 тыс. руб., или 17%.

Прибыль равна 78 тыс. руб., или 26%.

Как видим, прибыль увеличилась с 50 до 78 тыс. руб., или на 56%. Объем реализации, необходимый для достижения прежней величины прибыли при повышении цены согласно формуле (19.7), составит:

 

 

Все это можно оформить так, как показано в табл. 19.З.

 

Таблица 19.3

Анализ чувствительности показателей хлебозавода при увеличении цены на 10%

 

Показатели Первоначальный объем, 100 000 шт. Объем, обеспечивающий неизменную прибыль 80,8 тыс./шт.
тыс. руб. % тыс. руб. %
Выручка от реализации
Переменные расходы
Валовая маржа
Постоянные расходы
Прибыль

 

Таким образом. повышение цены на 10% компенсирует сокращение объема реализации на 19,2% и увеличивает прибыль на 56% (с 50 до 78 тыс. руб.).

Что же произойдет с показателями при изменении структуры затрат? Допустим, хлебозаводу в результате модернизации удалось снизить постоянные затраты на 10%. Тогда при первоначальном объеме реализации прибыль должна возрасти на 5,0 тыс. руб. и составить 55,0 тыс. руб. (50 + 5,0), а валовая маржа — 102 тыс. руб. Объем реализации, на который может пойти хлебозавод при сохранении прежней прибыли (50 тыс. руб.), составит:

 

 

Эти расчеты можно оформить так, как показано в табл. 19.4.

 

Таблица 19.4

Анализ чувствительности предприятия при сокращении постоянных расходов на 10%

 

Показатели Первоначальный объем, 100 тыс. шт. Объем, обеспечивающий неизменную прибыль 96,5 тыс./шт.
тыс. руб. % тыс. руб. %
Выручка от реализации
Переменные расходы
Валовая маржа
Постоянные расходы
Прибыль

 

Влияние изменения объема реализации проанализируем с помощью эффекта операционного рычага:

 

 

Это означает, что если хлебозавод увеличит объем реализации на 10%, то выручка также возрастет на 10%, а прибыль с учетом действия операционного рычага будет равна 20% (М = 10 2). Проверим полученный результат:

• новая выручка при увеличения объема на 10% составит: (280+28) = 308 тыс, руб.;

• переменные расходы — 180 + 18 = 198 тыс. руб.;

• валовая маржа равна 110 тыс. руб.;

• постоянные расходы составят 50 тыс. руб.;

Прибыль равна 60,0 тыс. руб.

Как видим, прибыль возросла на 10 тыс. руб. (60 — 50), т.е. на 20% (10: 50*100).

На основе принятой схемы анализа чувствительности можно определить и распределить элементы рентабельности по степени их влияния на прибыль, получаемую хлебозаводом.

Итак, повышение цены на 10% увеличивает прибыль на 56%; увеличение объема реализации продукции на 10% вызывает рост прибыли на 20%; уменьшение переменных расходов на 10% приводит к росту прибыли на 36%; 10%-ное изменение постоянных расходов увеличивает рост прибыли на 10%.

В связи с этим руководству предприятия важно знать границы, в пределах которых оно может изменять показатели. Это определяется с помощью установления запаса финансовой прочности. Вначале вычисляют порог рентабельности и годовой объем реализации.

 

 

 

Ипост – постоянные расходы, тыс. руб.;

Rn – пороговая рентабельность, тыс. руб.;

Qn – пороговый объем реализации, шт.;

апр – процент дохода (валовая маржа) от покрытия к выручке от реа-

лизации, %;

Ц – цена батона, руб.

 

Запас финансовой прочности в этом случае составляет:

 

3пр = (Вp — Rn) = 280 тыс. руб. — 136 тыс. руб. = 144 тыс. руб.,

 

или 52% выручки (144: 280*100).

Как видим, хлебозавод имеет большой запас финансовой прочности, позволяющий ему безбоязненно оперировать факторами, влияющими на ее величину. В данном случае руководство хлебозавода должно сосредоточить внимание на ценовой политике и снижении переменных расходов, которые более всего оказывают влияние на получаемую массу прибыли.