Мария Тюдор

 

После смерти Эдуарда VI корона перешла к его сводной сестре Марии, дочери Генриха VIII и Екатерины Арагонской. Мария всегда была католичкой – для нее начало реформаторского движения навсегда осталось отмеченным позором ее юных лет, когда ее объявили незаконнорожденным ребенком. Кроме того, если считать, что Генрих имел законные основания провозглашать себя главой церкви и объявлять брак с Екатериной недействительным, она стала внебрачным ребенком и, следовательно, имела сомнительные права на престолонаследие. С учетом всего этого, а также из соображений политической целесообразности, Мария поставила перед собой цель восстановить в Англии католичество. В этом деле она могла рассчитывать на мощную поддержку своего родственника Карла V, а также многих консервативных епископов, лишившихся сана за время правления двух последних королей. Но она понимала, что должна действовать осторожно, поэтому первые пять месяцев посвятила упрочению своего положения в Англии и укреплению связей с католической династией Габсбургов, для чего вышла замуж за своего двоюродного брата Филиппа Испанского, ставшего впоследствии Филиппом II.

Почувствовав себя на троне увереннее, Мария перешла к преследованию протестантов. В конце 1554 года Англия официально вернулась под власть папы. Порядки, введенные при Генрихе и Эдуарде, по большей части отменялись. Восстанавливались дни памяти святых. Женатым священникам предписывалось оставить своих жен. Затем в королевстве начались открытые гонения на протестантов. Почти триста человек были сожжены на кострах, а бесчисленное множество других оказались в тюрьмах или ссылке. В результате королева получила прозвище, под которым известна до сих пор, – "Мария Кровавая".

Самым известным мучеником в годы правления Марии стал Томас Кранмер. Он был архиепископом Кентерберийским, поэтому его дело отправили на рассмотрение в Рим, где после его осуждения как еретика было сожжено его изображение. Но королева ставила целью принудить лидера реформаторской партии к отречению от своей веры, надеясь тем самым одержать моральную победу над протестантами. Для этого его заставили наблюдать из тюрьмы за казнью двух его наиболее видных последователей и близких товарищей – епископов Латимера и Ридли. В конце концов Кранмер подписал отречение. Историки до сих пор спорят, поступил ли он так из страха перед костром или во исполнение своих же неоднократных заявлений о том, что он всегда будет повиноваться монархам. Скорее всего, он сам точно не знал своих мотивов. Как бы там ни было, он письменно отрекся, но, несмотря на это, был приговорен к смертной казни в назидание тем, кто вздумал бы продолжить его дело. Кранмер согласился на публичное отречение перед казнью. Архиепископа привели в церковь Св. М арии, где был подготовлен деревянный помост, и после проповеди ему предоставили возможность для покаяния. Он начал говорить о своих грехах и о своей слабости, и все ожидали от него заявления, что он согрешил, отойдя от католической церкви. Но он, обманув ожидания своих мучителей, отказался от слов отречения:

Они написаны вопреки истине, которую я храню в сердце, они написаны из страха перед смертью, дабы сохранить жизнь, если это возможно… И поскольку я написал многое, что противоречит верованиям моего сердца, рука моя должна быть наказана в первую очередь; если я смогу подойти к костру, она сгорит первой. Что касается папы, я отвергаю его как врага Христа и антихриста вместе со всеми его лжеучениями{8}.

Этот последний мужественный шаг престарелого человека, который действительно держал свою руку в огне, пока она не обуглилась, заставил забыть о его колебаниях, и в глазах протестантов Кранмер стал великим героем веры. Под влиянием его примера многие принялись с новой энергией распространять протестантское учение, и становилось все яснее, что для искоренения протестантизма Марии понадобятся еще более суровые меры.