Три основные категории телезрителей. Тенденции в отношениях между телевидением и телеаудиторией. Новые практики телесмотрения.

Тенденции коротко выделены в лекциях, я их скопировала из другого документа:

Сохраняются позиции.

1.ТВ дома=норма

Фон

Мощный интер. Потенциал.

Тенденции

Уменьшение Vобщей аудитории тв и изменение ее структуры связанными демографическими процессами и различными обновлениями.

Фрагментация, распределение общей аудитории по возр. числу каналов.

Дифференциация – появление различий тв потреблений (время, способы, формы, контентное тв смотрение)

Плюрализация ценности – идеалог. ориентация российской тв аудитории

Увеличение активной и субъективной аудитории

Виды телесмотрения:Фоновое, целенаправленное, выборочное. Названия сами за себя говорят)

Ну и категории тут почитай, норм написано)

Условно можно выделить три основных категории наших потенциальных зрителей.
Первая категория — это новые люди, потенциальные союзники и кадры Системы. Очень хотелось бы, чтобы для них наши передачи были как подготовительное отделение в институте, только они будут проходить предварительную подготовку сидя у себя дома перед телевизором.
Необходимо, чтобы человек, являясь зрителем нашего канала, мог принять для себя достаточное количество самых важных решений и начать наконец что-то делать — перейти к целенаправленному развитию, начать посещать наши или другие занятия, или подключиться к общественной деятельности, к проектам Системы, или каким-либо другим позитивным проектам наших союзников.
Вторая категория — это те, кто уже подключились к нашим или другим обучающим программам и общественным процессам. В этом случае информацию они будут брать в основном на занятиях. А в сфере их интересов на телеканале Системы будут не столько переключающие программы, сколько новости, творчество, новая информация в соответствии с их этапом развития или деятельностью. Например, специализированные программы по корпоративной культуре или общественному движению.

Третья категория — это люди, которым Общественное телевидение Системы необходимо с точки зрения позитивного настроя, позитивного отношения к жизни, в качестве источника воодушевления. Они, может быть, никогда и не подключатся к процессам Системы, это не столь важно. Гораздо важнее, чтобы они имели возможность переключаться на позитив в комфортном для них темпе.

 

Система телевизионных жанров. По В.Л. Цвику, Телевизионная журналистика Оперативно-новостные, оперативно-исследовательские, исследовательско-новостные, исследовательские, исследовательско-образные.

 

В начале у тебя про традиционное деление жанров идет. Про него нужно сказать. А жанры на Оперативно-новостные, оперативно-исследовательские, исследовательско-новостные, исследовательские, исследовательско-образные делит Кройчик. Глянь тут: http://evartist.narod.ru/text5/64.htm , Глава 5. Там всё доходчиво написано) Если что – спрашивай J:

ОПЕРАТИВНО-НОВОСТНЫЕ ТЕКСТЫ Ядро этих текстов – новость, то есть сообщение, содержащее информацию, ранее неизвестную аудитории. Сущность любой новости образует факт – нечто, имевшее место во времени и пространстве. Факт инвариантен, а изложение, интерпретация его вариативны. Разговоры о масштабности, общезначимости, ударности факта бессмысленны: восприятие его зависит от характера подачи сообщения и от уровня аудитории, от ее интересов (социальных, этических, возрастных, профессиональных). Поэтому принципиальная задача любого СМИ заключается в том, чтобы дать максимально представительный поток информации, удовлетворяющий запросы аудитории. Из этого потока читатель, слушатель, зритель выберет для себя то, что его интересует в данный момент. Важнейшие требования, предъявляемые к информационному сообщению:

 

 оперативность;

 релевантность – соответствие интересам аудитории; фактическая точность;

 декодируемость – понятность для аудитории сути сообщения;

 очищенность сущностной информации от «шумов» (дополнительных сведений, деталей и подробностей, отвлекающих от смысла основной темы);

 краткость информации.

 

Всем этим требованиям соответствует ведущий оперативно-новостной текст СМИ – заметка. Ее жанровое своеобразие выражается в максимальной локализации пространственно-временных координат. Заметка несет в себе классическое триединство: все факты в ней (предполагается, что они есть) объединены одной темой, фиксируется одномоментное состояние процессов, происходящих в действительности, и точно обозначено место действия. Идеально, когда все три компонента заметки сконцентрированы в двух-трех фразах, открывающих текст. Такой зачин в заметке называется лидом. Лид – фактологическая основа заметки, ее смысловой центр, определяющий структуру текста: изложив суть факта, репортер затем расширяет информационное поле материала, дополняя его новыми сведениями – цифрами, цитатами, ссылками на источники полученной информации. Нередко говорят о протокольной бесстрастности заметки, о ее безусловной, изначальной объективности. Но как бы точен и правдив ни был материал, он в любом случае субъективен, ибо, во-первых, предлагает факт, извлеченный из реальности (и, следовательно, уже получивший субъективное предпочтение автора и редактора), а во-вторых, сохранить абсолютную объективность в изложении факта даже в жанре заметки практически невозможно.

ОПЕРАТИВНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТЕКСТ В чем специфика отчета, репортажа и интервью как жанров публицистики? В том, что в них при общем сохранении интереса к новости на первый план выступает не оперативное значение сообщаемой информации, а ее истолкование. Важно подчеркнуть: анализ в отчете, интервью и репортаже – не самоцель, а естественно возникающий итог воспроизводимого события или его комментирования. Господствуют в отчете, репортаже и интервью повествовательно-описательные элементы, а не логико-рациональные. Факт, зафиксированный в заметке, может быть возвращен на газетную полосу, в радио- и телеэфир в виде развернутого материала, сообщающего детали и подробности с места события, комментирующего и оценивающего происходящее. Вкупе с заметкой отчет, репортаж и интервью позволяют создать движущуюся панораму действительности, передать ощущение динамики жизни. Взаимно дополняя друг друга, оперативно-исследовательские тексты не просто дают представление об окружающем нас мире, но и позволяют усвоить логику общественного развития, помогают понять особенности людей как участников социальных процессов.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО-НОВОСТНЫЕ ТЕКСТЫ Тексты этой группы объединяет стремление публициста, с одной стороны, сохранить новостное ядро передаваемой информации (так называемая актуализация проблемы), а с другой – возникшую проблему проанализировать, описываемым фактам дать оценку. Оперативный повод, таким образом, уступает место актуально звучащей проблеме. В жанрах этой группы могут быть использованы факты, уже известные аудитории из информационных сообщений: заметка о театральной премьере, например, как правило, опережает рецензию на спектакль. Акцент переносится с новизны на актуальность, с изложения факта на его интерпретацию, комментарий. В жанрах этой группы господствует рационально-логический метод исследования. Однако здесь этот метод, в отличие от сугубо исследовательских текстов (статьи, письма, обозрения), опирается на прочный эмпирический фундамент – факты реальной действительности, составляющие содержательное ядро повествования.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ТЕКСТЫК группе исследовательских текстов относятся статья, письмо, обозрение. Выделяемые современной теорией публицистики тексты расследования, версии, исповеди, пресс-релизов вряд ли можно называть самостоятельными жанрами. Это, скорее, своеобразные разновидности статьи (расследование, версия), корреспонденции (пресс-релиз), очерка (версия). Что отличает исследовательские тексты? Во-первых, опора не на описание фактов, а на логически-рациональный их анализ. В центре повествования оказывается система рассуждений публициста, подчас подчеркнуто абстрагирующегося от используемых им фактов. Во-вторых, в текстах такого рода широко представлены не только лично наблюдаемые журналистом факты, но и сведения, добытые иными путями. Для создания убедительной картины изучаемого явления автор широко привлекает разнообразные источники информации, сопоставляет подчас противоположные точки зрения, прибегает к обширному цитированию. В-третьих, стилистика исследовательских текстов, сохраняя черты индивидуального языка публициста, тем не менее тяготеет к научному изложению проблемы.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО-ОБРАЗНЫЕ ТЕКСТЫ Один из парадоксов современной отечественной публицистики – широкое распространение приемов образного письма при одновременном заметном угнетении тех жанров, для которых метод образного познания действительности является определяющим, – очерка, фельетона, памфлета. Социологическими причинами объяснить отсутствие бывших «грандов» газетных полос нетрудно. Очерк прежних десятилетий скомпрометировал себя очевидной «лакокрасочностью» – герои не то чтобы были выдуманы, но им, реальным людям, придавались такие черты, которые в массовом сознании не существовали. Жизнь советского человека трактовалась как движение от подвига к подвигу. «В жизни всегда есть место подвигу» – этот крылатый афоризм Максима Горького оплодотворял всю отечественную очеркистику 1920-х – 70-х гг. Поэтому персонажи очерков избирались, как правило, из числа героических личностей, да еще приподнимались при этом на котурны: миру в качестве действующего лица истории предъявлялась икона. Труд, переставший быть «делом чести, делом славы, доблести и геройства» (по формуле советских времен), отодвинул на второй план и героя-труженика.

Почти исчез с газетной полосы и фельетон (он, впрочем, ожил на телеэкране, например, в «Куклах» и «Итого» В. Шендеровича): гласность и свобода печати сделали ненужным комическое иносказание – можно напрямую обличать любую государственную персону и вводить в публичный оборот любой отрицательный факт. Фельетон оказался неконкурентоспособен рядом с жанрами новостной и комментаторской публицистики – критической заметкой, статьей, корреспонденцией, колонкой. В эпоху тотальной социальной критики, в эпоху очевидного социально-нравственного и политико-экономического неблагополучия смеяться не хочется («Советская Россия» одно время даже вела рубрику «Не до смеха»): жизнь настолько отклонилась от нормы, что выглядит неправдоподобной при нормальном взгляде на мир. Отпадает потребность утрировать ее изображение средствами сатирической публицистики. Есть еще одно обстоятельство, убравшее с жанровой арены художественно-публицистические тексты. Гипердинамический стиль работы нынешних СМИ (как в музыке – «Быстро! Быстрее! Еще быстрее!») не побуждает авторов к кропотливой работе над образами.

 

Традиц. Деление жанров:

К жанрам информационной журналистики принято относить репортаж, заметку (сюжет), выступление, интервью. Они, как правило, оперируют простой, первичной информацией и идут по горячим следам события. Поэтому главная их цель — оперативно сообщить о факте, событии, явлении. В числе определяющих признаков информационных жанров, прежде всего, выделяется новизна.

Аналитическая группа представляет собой глубокое исследование жизни и всесторонний анализ фактов. При создании этих материалов журналист проводит анализ социальной действительности, расчленяя исследуемое явление на составные части, подробно изучая их, отделяя существенное от несущественного, главное от второстепенного, а затем делая выводы и обобщения. Аналитические жанры: беседа, комментарий, обозрение.

Художественно-публицистическим жанрам свойственны образность, типизация, эмоциональная выразительность и насыщенность литературно-художественными изобразительными средствами, языковыми и стилистическими особенностями. В них конкретный, документальный факт как бы отходит на второй план, для автора важнее умение подняться над явлением, над фактом. К жанрам художественной публицистики относятся зарисовка, очерк, эссе.

Границы жанров размываются и они начинают взаимодействовать друг с другом.В последние годы благодаря стремительному развитию техники появились новые, еще недостаточно изученные области распространения контента. Речь идет об интернет- и мобильном телевидении. Специфика их просмотра диктует свои правила: краткость, дробность повествования. Это приводит к изменению жанровой структуры телевидения. В нынешнем состоянии тележурналистика приобретает черты конвергентности, интерактивности, мультимедийности. Главное подавать информацию оперативно. Существует мнение о том, что для журналиста главное — создать интересный для зрителя или читателя материал, а какого он жанра, не имеет абсолютно никакого значения.


17. Сюжет информационной программы: драматургия сюжета, использование синхронов, стэнд-апов, шпигелей. Особенности закадрового текста.

Ну тут ты всё лучше меня знаешь) Только определения драматургии не хвтает.По Цвику – драматургия – это способ организации жизненного материала (в основе драматургиии всегда лежит КОНФЛИКТ! )вот. Есть еще несколько определений, ща выпишу из лекицй:

Алексей Соклов: Драматургия – это виртуальный монтаж. + это особоый способ выбора содержания произведения и взаиморасположения его частей, которое позволяет автору активно управлять мышлением, интересом и вниманием зрителей J

Завязка, кульминация, развязка.

КАК ПРАВИЛЬНО ВЫСТРОИТЬ ДРАМАТУРГИЮ СЮЖЕТА?

• Во время написания синопсиса обязательно думайте о первой фразе, первом эпизоде и драматургии сюжета в целом.

• Избегайте стереотипов.

• Не старайтесь вместить в сюжет как можно больше информации.

• Ищите удачный финал, думайте над ним, снимайте разные вари­анты и выбирайте лучшие.

Синхрон — структурный элемент телевизионного репортажа, видеоматериал, содержащий фрагменты интервью участников освещаемого события. Иными словами, это изображение говорящего человека в кадре.

Использование:

-Репортер всегда должен добиваться того ответа, который ему нужен

-Правильный вопрос тот, ответ на который журналист знает заранее

-Репортер не должен спрашивать о том, о чем можно сказать за кадром

-Журналист не должен спрашивать о том, о чем можно рассказать в кадре

ИСПОЛЬЗЛВАНИЕ СТЕНДАПОВ:
Стендап - прием в телевизионном репортаже, при котором журналист находится в кадре и сообщает информацию по теме сюжета.

Стендап делают для того, чтобы:

- сделать лицо корреспондента узнаваемым,

- подчеркнуть, что корреспондент находится на месте события,

- подвести итог или рассказать о перспективах событий;

- привлечь внимание зрителя к важной информации;

- показать интересный объект;

- плавно перейти от одной части сюжета к другой;

- установить связь между сегодняшними и прошлыми событиями;

- компенсировать нехватку необходимых синхронов (репортер пересказывает информацию, полученную от источника, который не желает сниматься);

- решить проблему нехватки видеоряда.

ЗАКАДРОВЫЙ ТЕКСТ:

· Закадр – не описание. Это самостоятельный рассказ, подкрепляющий развивающуюся на экране историю.

· Прежде, чем за него браться, надо ответить на главный вопрос: «про что кино?» И сформулировать письменно тезис, идею, – куда мы поведем речь.

· С этим тезисом придется все время сверяться, чтобы не потерять основную нить.

· В закадре могут быть отступления, ложные ходы, но «ствол» вашего смыслового дерева не должен раздваиваться.

· Очень важна первая фраза. Она дает камертон всему рассказу. Есть такой прием – начинать историю не с начала, а обрубать его, сразу включаться в действие.

· Парадокс закадра: текст не должен повторять экран – и текст не должен расходиться с экраном. Это хитрая хитрость, но она решаема. Это показатель мастерства тестовика.

· Закадр не терпит «воды». По технике написания он сродни стихам – так же выверяется размер и точность слова.

· Закадр можно писать неполными предложениями. По структуре он близок к разговорной речи, но информативнее ее.

· Закадровый текст не переносит литературщины. Словесные кружева в нем раздражают. Смысл – вот главное, и его надо выявлять, а не вуалировать.

· Тяжелее всего в закадре дается финал. Последнюю фразу зритель должен запомнить. И если она не звенит у вас в ушах, когда вы встали от компа – у вас плохо получилось.

 

Инфотейнмент: возникновение, функции, специфика, приемы. «Намедни» Л. Парфенова как пример инфотейнмента на российском ТВ. Проявления инфотейнмента в текущей телевизионной практике.

 

Ну легкий вопрос)))Здесь всё неплохо написано) Сначала даешь определение и дальше пробегаешься по примерам. Каверзные вопросы тут трудно задать)

Инфотеймент — информируя развлекай. В условиях усталости человека под напором информации особое значение для журналистики приобретают новые методы предъявления информации, позволяющие преодолеть состояние тревожности зрителя перед новыми сведениями. В связи с этим большой интерес представляет игровое начало, позволяющее преодолеть разрыв между журналистом и аудиторией.
Информация воспринимается и запоминается легче, когда подана в интересной форме:
Первой программой на российском телевидении, которая рискнула сделать ставку на инфотейнмент, стала программа «Намедни» (2001-2004 гг.) Леонида Парфенова. Николай Картозия, шеф-редактор НТВ, в статье «Программа «Намедни»: русский инфотейнмент»[5] отмечал, что при разработке концепции программы журналисты сознательно ориентировались на американский опыт.
Своей главной задачей разработчики передачи объявили создание «панорамы главных новостей недели, их экспресс-анализ, обсуждение, выявление причинно-следственных связей и тенденций». В этой задаче нет ничего неожиданного или революционного. Нетипичными для российского телевидения были методы предъявления информации, положенные в основу концепции программы, такие как сокращение времени сюжета, метафорически-образная трактовка событий, «овеществление» новости, повышенный интерес к деталям, нетипичным героям и нетипическим обстоятельствам.

Второе определение на всякий случай из другого источника: Инфотейнмент — это способ подачи информации с оттенком развлекательности. Термин «инфотейнмент» возник в результате аббревиатурного объединения двух слов: информация − information и развлечение — entertainment. Он выражает стремление продюсеров «подавать новости в форме развлекательных передач или с оттенком развлекательности». Следуя этому способу подачи материала, «журналист находит и приводит в материалах на любые, в первую очередь, „серьезные“ темы, — занимательные детали и сюжеты»

Инфотейнмент зародился в 1980-е годы в США. Начавшееся в то время падение рейтингов информационных программ привело к изменению формата телевизионных новостей. Во-первых, был изменен принцип отбора информации — снизилась доля «официоза», возросло число сообщений на социальные и культурные темы. Во-вторых, изменились способы подачи информации: в репортажах на первый план стали выходить детали, интересные всем зрителям. Среди новостей выделилась отдельная группа — информационно-развлекательные программы

ПОЧЕМУ У ТЕБЯ НЕТ ПРО НАМЕДНИ ТУТ?:( Вставлю краткую справочку

«Намедни» — авторская программа Леонида Парфёнова, выходившая в эфир Второй программы ЦТ в период с ноября 1990 по 1991 год и канала НТВ в период с осени 1993 года по 30 мая 2004 года. За своё существование программа сменила три жанра: как информационная программа неполитических новостей за неделю выходила с 1990 по 1991 год и с 1993 по 1996 год, как документальный проект (см. Намедни 1961—2003: Наша эра) — с 1 марта 1997 года по 28 декабря 2003 (с 9 сентября 2001 года выходил только в конце декабря), как информационно-аналитическая программа — с 9 сентября 2001 по 30 мая 2004.