Алибастровая женская фигурка из Тель ас- Саванна. Около 5400 г. до .э.
«Около 6000 г. до н. э. культура Ум Дабагии закончила свое существование. Однако вслед за ней появились три новые культуры — хассуна, саммара и халаф. Они существовали в течение целого тысячелетия, и к концу VI тыс. до н. э. вся Северная Месопотамия была занята поселениями этих культур».*
*Матюшин Г. Н. У истоков цивилизации. М., 1992, С.93.
На юге население, вероятно, появилось только в V тыс. до н. э. и образовало убейдскую цивилизацию. Древние убейдские поселения расположились недалеко от древнего города Ура, немного южнее современного Багдада. Скорее всего, на юг люди пришли с севера. «Только там, в горах Загроса в Анатолии, в Северной Месопотамии и Иране, были поселения древних земледельцев и скотоводов. Только там научились люди строить храмы. Только там появился культ бога-быка, который так пышно расцвел потом в Шумере и Вавилоне».*
* Там же. С. 94.
Страна Шумер получила свое название от народа, поселившегося около 3000 г. до н. э. в низовьях реки Евфрат. Происхождение шумеров — полная загадка. В древних текстах говорится, что откуда-то с гор пришли шумеры. Их язык не похож ни на один из древних языков. Шумеры пришли мирно и ассимилировались местными племенами. Почему они пришли на землю малярийных болот и обнаженных пустынь — на этот вопрос нет ответа.
Шумеры владели высокой культурой земледелия и создали целую систему каналов для осушения болот и сохранения воды на период засухи. Они принесли с собой письменность. Самое древнее литературное произведение — эпос о Гильгамеше — появилось у шумеров. Шумеры изобрели гончарный круг, плуг-сеялку, колесо, парусную лодку, литье из меди и бронзы. Шумеры знали лунный календарь. Они установили продолжительность солнечного года, точно ориентировали свои постройки на четыре стороны света. «Шумеры были опытными математиками, астрономами и землемерами. Они создали также развитую законодательную систему. Их календарь, ориентированный на фазы Луны, имел месяц, состоящий из 28 дней».*
* Чизхолм Дж.., Миллард Э. Ранние цивилизации. М., 1994. С. 64.
Шумеры создали астрологию, обосновали влияние звезд на судьбы людей и их здоровье. Медицина была в основном гомеопатической. Найдены многочисленные глиняные таблички с рецептами и магическими формулами против демонов болезни.
«Богатые шумеры посылали своих сыновей в школу, где они обучались чтению, письму и арифметике. Мальчики учились писать на табличках из мягкой глины, которые можно было затем легко смять, сделать из них новые таблички и использовать вновь. Учебный день в школе был долгим, а дисциплина — строгой. За невыполнение уроков мальчики подвергались телесным наказаниям».4
* Там же
Шумеры первыми ввели в строительство такие элементы, как арка, купол, пилястры, фриз, мозаику, резьбу по камню, гравировку и инкрустацию.
Основной строительный материал — кирпич-сырец с примесью рубленой соломы или тростника, или обожженный кирпич. Дерево было ценным материалом, применялось в строительстве крайне редко, и если человек переезжал в другое место, то деревянные части своего жилища увозил с собой.
Шумер был страной городов-государств. Крупнейшие из них имели своего правителя, который был одновременно и верховным жрецом.Сами города застраивались без всякого плана и обносились наружной стеной, достигавшей значительной толщины. Жилые дома горожан были прямоугольными, двухэтажными с обязательным внутренним двориком, иногда с висячими садами. Во многих домах была канализация.
Центр города составлял храмовый комплекс. Он включал в себя храм главного бога — покровителя города, дворец царя и храмовое усадебное хозяйство. Храм мыслился аналогом горы, местом обитания бога и представлял собой трех - и семиступенчатую пирамиду с маленьким храмом наверху. Храмы возводились на платформе или на высоком месте, что предохраняло их от наводнения или разлива рек. На ступенчатых террасах высаживались деревья и кустарники.
Дворцы правителей Шумера соединяли в себе светское здание и крепость. Дворец обносился стеной.
Монументальной скульптуры в Шумере не было. Чаще всего встречаются небольшие культовые статуэтки. Они изображают людей в позе моления. У всех скульптур подчеркнуто большие глаза, так как они должны были напоминать всевидящее око. Большие уши подчеркивали и символизировали мудрость, не случайно «мудрость» и «ухо» в шумерском языке обозначаются одним словом.
Урук. Белый храм. Реконструкция.
Искусство Шумера нашло развитие в многочисленных барельефах, основной их темой является тема охоты и сражений. Лица на них изображались в фас, а глаза — в профиль, плечи в трехчетвертном развороте, а ноги — в профиль. Пропорции человеческих фигур не соблюдались. Но в композициях барельефов художники стремились передать движение.
Музыкальное искусство безусловно нашло свое развитие в Шумере. За три с лишним тысячелетия шумеры сложили свои песни-заклинания, легенды, плачи, свадебные песни и др. Они создали очень высокую инструментальную культуру — арфы, двойные гобои, большие барабаны. «Страсти», посвященные Мардуку и юному богу весны Таммузу, включали бытовые сцены, лирические песни и плачи, где раскрывалась связь музыки с повседневной жизнью народа.
Именно шумеры и аккадцы выработали теорию, отчасти родственную древнеегипетской, по которой в музыке господствуют числовые отношения, свойственные явлениям природы. Эта теория была связана с астрологическим миросозерцанием — учением, по которому небесные тела управляют судьбой человека и определяют ход исторических событий. Возможно, такое понимание закономерностей музыки, но в новой, более глубокой эстетической интерпретации, было впоследствии воспринято пифагорейцами Древней Греции.
В шумеро-аккадской цивилизации представление о мироздании было выражено в мифологии. Над круглой землей возвышалось в форме купола небо, а вся Вселенная — это небо-земля: ан-ки. Под землей — место для умерших. До Вселенной был только бесконечный Океан. Первые боги вышли из хаоса. Они отвоевали у дракона Тиамата, олицетворявшего безбрежный хаос, пространство, где установили порядок — закон. С тех пор мир управляется непреложными законами. Законы стали обожествляться. Подчинение законам, имеющим происхождение от Бога, было свято.
Шумеро-аккадская, а затем и вавилонская цивилизации являются родиной первых сборников законов, по которым люди должны жить, царь — управлять людьми и вершить правосудие. В Месопотамии впервые историки обнаружили правовую систему и развитый институт права. В XIX в. до н. э. на базальтовом столбе были начертаны 282 статьи известного судебного сборника царя Вавилона Хаммурапи. Над статьями представлена картина, где бог солнца Шамаш вручает царю свиток с законами. В истории Месопотамии это третий сборник законов. Известно, что во всех трех главным был принцип «равное за равное», т. е. тяжесть наказания должна быть равна тяжести преступления. В этом суть мирового равновесия. То, что способствует хаосу, а не порядку, должно быть уравновешено наказанием. Идея равновесия скрыта в самом принципе составления законов. Кроме того, важно, что законы составлял не человек, даже не сын бога — царь, а они даны человеку самим богом. В Месопотамии рождается главная мысль, что законы имеют божественное происхождение. В этом выражена идея обращения к объективному судье, лишенному субъективного, возможно предвзятого, отношения. Шумеры, аккадцы и вавилоняне были убеждены, что по своей природе законы абсолютно объективны, в них нет примеси человеческой природы.
Правопорядок является основой общественной жизни. Общество с развитым правовым порядком обеспечивает наиболее оптимальное духовное развитие человека. Правда, духовная свобода — это внутренняя свобода человека, но она расцветает при существовании свободы внешней. Поэтому право выступает как культурная ценность, обеспечивающая развитие общественной свободы и духовных ценностей.
У народов с развитым правосознанием присутствует стремление к объективному понятию справедливости. Перед нами словно развертывается картина мышления, где понятия о решениях, вынесенных на основе воли богов и правосудия, составляют единство.
Согласно шумерскому мифу, людей создали боги из глины, но они не оправдали надежд своих создателей, так как перестали отвечать на благодеяния богов благодарностью. И тогда боги решили уничтожить людей, но создатель людей бог Эа рассказал об этом одному благонадежному человеку Утнапиштиму, чтобы он спасся и продолжил человеческий род на Земле. Утнапиштим, таким образом, является прообразом библейского Ноя.
Согласно шумеро-аккадским представлениям, после смерти дух умершего человека спускался в темную область под землей — Кур. Там он проходил через суд, и его ожидало мрачное, унылое существование. Человек приходит в этот мир ненадолго, а потом исчезает в темной пасти Кура. Единственное, что может скрасить его существование в подземелье, это память живых на земле.
Такое представление шумеров и аккадцев о жизни и смерти вступало в противоречие со светлой культурой этого народа и его духовным обликом. Но именно оно, как ни странно, давало им духовные силы и творческую устремленность. Люди Месопотамии были воспитаны в глубоком убеждении, что нужно оставить о себе память на земле. Память дольше всего сохраняется в воздвигнутых памятниках культуры. Именно они, созданные руками, мыслью и духом человека, составляли духовные ценности этого народа, этой страны и действительно оставили после себя мощную историческую память.
Литературный эпос сохранил еще одну грустную идею этого народа. Человек не мог согласиться с тем, что у него есть только один путь после смерти — вниз, под землю. Его взор и мысль стремились к небу, туда, где живут боги. Боги отличаются от людей тем, что они не только всесильны, но, главное, они бессмертны. Эпос говорит о том, что и боги готовы дать людям вещество бессмертия, но люди (такова их природа) не могут его взять по разным причинам. Таков смысл поэмы о царе Эдапе. Он считался полубогом и в борьбе со стихиями всегда выходил победителем. Но однажды обломал крылья богу ветра за то, что тот перевернул его лодку. Верховный бог Ану вызвал Эдапу на суд. Отец Эдапы Эа посоветовал ему ни в коем случае не прикасаться к пище, так как Ану может отравить его. Ану простил Эдапу и, более того, предложил пищу жизни и воду жизни. Но... Эдапа вспомнил совет отца и отказался.
Гильгамеш. Ассирийский рельеф.
Здесь имеет место глубокая мысль о понимании человеком себя как существа конечного, но по природе бесконечного. Он стремится осуществить свою природу, но ограниченность конечного не дает ему «ухватить» бесконечное. В их единстве скрыта недостижимость и грусть тщетности человеческих усилий стать бессмертным.
Эта мысль встречается и в поэме о Гильгамеше. Однажды молодой ученый Джордж Смит в подвалах Британского музея обнаружил ящики с клинописными таблицами, присланными Лэйярдом. Это было огромное количество черепков, покрытых толстым слоем пыли. Смит очистил таблички от грязи и приступил к их переводу. Оказалось, что перед ним находится древнейший эпос о Гильгамеше. В нем рассказывается о властелине города Урука Гильгамеше, который вместе со своим другом Энкиду совершает славные подвиги: они убили львов, освободили богиню Иштар из лап лесного чудовища. Однако богиня не отблагодарила, а отомстила Гильгамешу. Она отобрала у него самое дорогое — друга: Энкиду тяжело заболел и умер. Гильгамеш отправляется на поиски своего предка Утнапиштима, единственного человека на земле, которому боги подарили бессмертие. Преодолев трудности, Гильгамеш в горах «Захода Солнца» подошел к «водам смерти» и попросил перевозчика переправить его к Утнапиштиму.
Утнапиштим рассказывает Гильгамешу, каким образом он стал бессмертным. Когда-то он жил в городе Шурупако, однажды во сне ему явился бог Эа и предупредил, что собирается покарать людей потопом за совершенные грехи и только его семью намерен спасти. Эа посоветовал Утнапиштиму построить большой корабль, перевезти на нем свою семью и животных. Утнапиштим так и поступил. Когда он закончил постройку корабля, на землю хлынул ливень и все утонуло в воде. Семь дней корабль носился по водам, наконец ливень прекратился, и корабль пристал к горе. Сначала Утнапиштим выпустил голубя, затем ласточку, затем ворона, чтобы узнать, не появилась ли где суша. Сойдя на землю, Утнапиштим принес жертву богам. Запах жертвенного мяса так понравился богам, что в благодарность они наградили Утнапиштима бессмертием.
Выслушав историю Утнапиштима, Гильгамеш просит его раскрыть тайну бессмертия. Утнапиштим отказывается. Он говорит, что смерть является непременным атрибутом жизни, но затем объявляет Гильгамешу, что трава бессмертия находится на дне моря. Гильгамеш добывает ее, мечтая о том, что он оживит Энкиду и разделит траву бессмертия между жителями своего родного города. Но пока Гильгамеш купался, змея похитила траву и пожрала ее. Гильгамеш вернулся на родину с пустыми руками и с тех пор предался размышлениям над тайной жизни и смерти*.
* См. Эпос о Гильгамеше: Древний Восток. СПб. 1994. С.79-95
Философская проблема единства единичного и всеобщего, конечного и бесконечного, жизни и смерти таким образом, была центральной темой размышления шумеро-аккадского эпоса.
В конце III тыс. до н. э. Шумер был покорен аккадским государством, затем, во II тыс. на территории шумеров возникла вавилонская держава.
Шумерская культура оказала огромное влияние на все последующие культуры, став образцом для подражания на всей территории Месопотамии. Шумеро-аккадской клинописью пользовались многие народы, приспособив ее к своим языкам. Шумерские представления о богах, о строении мира, человеческой судьбе отразились во многих восточных религиях. «Космогонические мифы и географические карты, календари со знаками зодиака, сборники законов, словари, лечебники, справочные математические таблицы, литературные произведения, тексты для гадания — нельзя сказать, что шумерская цивилизация умерла, потому что достижения ее стали достоянием многих народов, и она послужила основой многих современных наук».* Многие шумеро-аккадские предания переняли древние евреи, и позднее они были записаны в Библии. Аккадцы соединились с шумерами к середине III тыс. до н. э. Приблизительно за 2500 лет до н. э. территория, простирающаяся от северных границ Шумера до восточных границ Египта, была заселена семитскими племенами. Семиты говорили на родственных диалектах, составляющих часть семьи языков, которую современные лингвисты называют семитской группой. Аккадцы, семитский народ, населявший земли к северу от Шумера, усвоили шумерскую культуру, религию и письменность. В XXIV в. до н. э. аккадец по имени Саргон (2316-2261 гг. до н. э.) занял трон шумерского города Киша. Он был талантливым полководцем и государственным деятелем и создал великую империю в Месопотамии. Саргон покорил весь Аккад и Шумер, и в результате города-государства потеряли свою независимость. Саргон получил также возможность управлять Эламом, страной к востоку от Тигра. Он совершил поход к берегам Средиземного моря и завоевал такие города, как Мари и Эбла. Держава Саргона распалась после его смерти, но его внук Нарам-Син (2236-2200 гг. до ы. э.) вновь подчинил ее своей власти.
Алтын-Депе.Храмовый комплекс. Реконструкция.
Алтын-Депе. Археологический комплекс.
К Месопотамии примыкал Ханаан, страна, простиравшаяся от границ Синайской пустыни на север, до территории современной Южной Сирии. В период ранней бронзы все III тыс. до н. э. она была разделена на независимые города-государства, имевшие мощные оборонительные сооружения, дворцы и храмы. На полях и лугах вокруг этих городов паслись стада скота и выращивались ячмень, пшеница, инжир, оливки и различные овощи. Одним из наиболее значительных городов была Эбла.
Порты Ханаана, такие как Библ и Угарит на севере Сирии, экспортировали кедр, металлы, слоновую кость и ткани (в том числе — пурпурного цвета) через Восточное Средиземноморье. Влияние Египта было весьма сильным, особенно в Библе, но сюда приходили также купеческие корабли с Кипра, из Месопотамии и Малой Азии. После того как Эбла была покорена Саргоном, Южный Ханаан пришел в упадок. Некоторые города были покинуты жителями, другие разрушены. Можно предположить, что это было связано с местными конфликтами. В начале периода средней бронзы (ок. 2000—1500 гг. до н. э.) в Ханаане наступил новый период процветания. Ханаанеяне изобрели свою собственную систему письменности — простое алфавитное письмо, имевшее всего 27 знаков. Оно использовалось только для кратких записей. Все дела между иностранцами велись на аккадском языке и записывались аккадской клинописью. Города-государства Ханаана были очень удобно расположены для торговли. В период поздней бронзы (ок. 1550-1150гг. до н. э.) египтяне, митаннийцы и хетты завоевали Ханаан и поделили его между собой.
Хеттский бог грозы.
У Ханаанеян было множество богов и богинь, которым они поклонялись в храмах и на «высотах» — вершинах холмов, где сохранились громадные каменные сооружения. Баал (Ваал) был богом дождя, бурь, плодородия и войны. Его культовым священным животным считался телец.
В начале XVIII в. до н. э. человек по имени Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.) вступил на трон в Вавилоне — небольшом аморейском государстве в Центральной Месопотамии. Ему удалось расширить его границы и подчинить своей власти весь Шумер, Аккад и Ханаан. Он разбил также кутиев и отобрал часть территории у эламитов и ассирийцев. Хаммурапи был мудрым правителем и дипломатом. Он заботился о законах, порядке и процветании своего народа. Хаммурапи создал единую законодательную систему.
Хаттуас, столица Хеттской державы. Ворота и оборонительныесооружения (план, вид изнутри, вид снаружи).XVII-XIII вв. до н.э.
В Древнем Вавилоне не только не были утеряны достижения шумерской цивилизации, не только были сохранены великолепные памятники предшествующих времен, но и созданы условия для дальнейшего развития научной и культурной мысли. Череда же вторжений и войн, казалось, только способствовала более широкому ознакомлению соседей со сделанными в Вавилоне открытиями. Влияние вавилонской культуры явственно ощущается при изучении памятников народов Передней Азии, оно легко улавливается даже при рассмотрении культуры далекого Египта. Столь широкое распространение добытых в Вавилоне знаний предопределило огромную заинтересованность ученых в изучении наследия этой древней страны, расшифровке влияния его на развитие культуры позднейших эпох. Огромное историческое значение вавилонской культуры несомненно, ее воздействие ощутимо и через много столетий после упадка некогда славного и богатого города.
Одной из причин, позволившей, невзирая на разрушительные нашествия и войны, развиться в Вавилонии культуре и науке, было достаточно широкое распространение грамотности в обществе. Вавилонская клинопись была унаследована от шумеров, и ко II тыс. до н. э. ее структура приобрела достаточно запутанный и своеобразный вид. Сложности во многом были вызваны стремлением сохранить старые нормы шумерского письма при передаче особенностей семитического аккадского языка. Несмотря на определенные трудности в овладении клинописью, именно она являлась в те годы общепризнанным языком дипломатического общения и, несомненно, обладала для подобной роли всеми требуемыми качествами. Сохранилось большое количество документов, религиозных текстов, сообщений, записанных в различных регионах Древнего Востока клинописью и на аккадском языке. Вавилонскую клинопись изучали даже в писцовых школах далекого Египта. Конечно, в этих регионах знали о существовании богатой литературы на аккадском языке, литературы, достойной самого пристального изучения.
Кроме глиняных табличек, в Междуречье знали и другие материалы для письма. В XIV в. до н. э. один из жителей Угарита в своем послании просил прислать ему вощеные дощечки. В надписях нововавилонских царей упоминается алебастровая табличка. Слово, которым называли деревянные дощечки, перенесли и на другие материалы для письма — слоновую кость, металл. Внутренние стены ассирийских дворцов украшали барельефы с надписями, являвшие картины минувшего в строгой последовательности.
Общими чертами литературных памятников Древней Вавилонии следует признать их обычно небольшой объем (это связано с ограниченностью размера глиняных табличек), преимущественно стихотворную форму и необычайно пристальное внимание к вопросам жизни и смерти — наследие шумер.
Своеобразие некоторых произведений объясняется и тем, что они создавались совсем не для «индивидуального пользования». Наверное, записанные на табличках тексты не читались «про себя», в одиночестве. Чтение литературы в Древнем Вавилоне походило на некое мистическое действо: декламатор-грамотей ритмично выкрикивал певучие строки, кружку собравшихся слушателей, изредка останавливаясь, дабы уловить сложности мест, где нестрогий характер текста требовал импровизации исполнителя, привнесения личностного начала в запечатленную на табличке схему произведения.
Еще одна характерная черта литературы Востока заключается в том, что сюжет часто бывает, задан изначально, а основной задачей автора считается мастерская интерпретация всем знакомой событийной схемы. В Древнем Вавилоне дело усугублялось сложностью письменности, что делало восприятие текстов неподготовленным читателем практически невозможным. «Поэтому-то и звучали на площадях городов, в садах богатых вельмож протяжные строки аккадских стихотворных произведений, ритм которых основан на отсчете характерных для северосемитских языков логических ударений» .* Причем чаще всего исполнялись декламаторами различные версии «Сказания о Гильгамеше».
* Царство людей / Сосавитель Л. Яковлев. М., 1994. С. 105.
От вавилонского периода дошло философско-художественное произведение, получившее название «О мучениях невинного страдальца», решавшее проблемы судьбы человека, смирения и страдания. Как философию пессимизма, предвосхищение сократической диалектики можно рассматривать «Диалог между господином и рабом о смысле жизни». В нем имеют место рассуждения о бренности земного, о добре и зле, о смерти и бессмысленности жизни, построенные в форме диалога. Этот текст считается одним из лучших произведений такого рода в мировой литературе.
Влияние вавилонской религии было долгим и прочным. Оно было связано с действительно обширными знаниями жрецов по астрономии, метрологии, математике и другим областям знания. Ее влияние распространялось на представления иудеев, неоплатоников, христиан. В античную и средневековую эпохи вавилонские жрецы считались хранителями особой тайной мудрости. Эта точка зрения, с одной стороны, признавала положительное влияние месопотамского мировоззрения, с другой же — имела прямое отношение к негативным явлениям средневековья. Средневековая демонология основана на вавилонской и вдохновила охоту на ведьм.
Звучание большинства произведений вавилонской литературы — светских и культовых — подтверждает общепринятый тезис о важности в верованиях Междуречья идеи установленности свыше порядка на земле: все божественно и целесообразно. «Литературные герои, даже совершая немыслимые подвиги, в конце концов упирались в пределы возможного и признавали свое бессилие изменить основы бытия».*
*Струве В. В. Древний Восток. М., 1991. С. 135.
Общая же структура небесной иерархии мыслилась древними вавилонянами следующим образом: во главе богов стоял Энлиль либо Мардук (иногда они сливались в образ «Владыки» — Бела). Однако верховный бог был лишь избран царем богов советом из числа семи основных божеств.
Миром же по-прежнему управляла шумерская триада — Ану, Энлиль и Эйя. Именно их окружал совет богов, каждый из приближенных при этом сознавал значимость трех первых. Ану правил на небе, в мировом океане — Эйя, а вот для людей самым значительным действительно был Энлиль, которому досталось во владение все меж небом и омывающим землю океаном.
Особенно в Вавилоне уважали покровителей небесных светил. Часто они персонифицировались в образы восходящих на небо Луны, Солнца, планет. Шамаш и Син, божества Солнца и Луны почитались больше всего. Планету Венера с ее загадочным поведением очень скоро стала олицетворять богиня Иштар.
В отношении культувой архитектуры, кроме этажности храмовых башен, мы можем говорить также о пышности и величественности построек. Сами сооружения не сохранились, однако все свидетельства современников подчеркивают громадные размеры храмов Междуречья, грандиозность ступенчатых башен- зиккуратов. Некоторое представления о состоянии архитектуры той эпохи может дать сохрани- вшийся комплекс и Дур-Уиташе в Эламе: стены обычно расчленялись выступами и белились, у входа в храм возводилось два зиккурата. Сохранилось несколько культовых статуй и статуэток времен Вавилонского царства: статуя богини Иштар из дворца в Мари и несколько терракотовых произведений, посвященных другим богам. Скульптуры больших размеров отличались монументальностью и некоторой грузноватостью фигур. Напротив, «образки" для домашнего культа - довольно живые и выразительные.
Сохранились свидетельства о громадном количестве утвари из драгоценных металлов в храмах, о пышности ежедневных пожертвований жрецам, приносимых царями и их приближенными. Такое положение наблюдалось практически в каждом городе Междуречья, и поток приношений не скудел даже в острые периоды междоусобиц. По мере того как вырисовывается преимущество Вавилона, он становится центром Междуречья. На первый план в космогонии Междуречья постепенно начинает выдвигаться Мардук, бог-покровитель Вавилона. Именно с этой поры облики Энлиля и Мардука сближаются, их все чаще путают древние вавилоняне.
Вавилонская система образования была предназначена для подготовки служителей культа в храмах и писцов: В храмовых и частных школах при известных наставниках учили свободно переводить тексты, писать, владеть тайнописью, уметь руководить хором, знать математику, землемерную практику и многое другое.
В Вавилонии проявляется повышенный интерес к лексикологии и — едва ли не впервые в истории человечества — к грамматике, появляются филологические науки. Составляются многочисленные переводные словари и пособия для изучения шумерского языка в виде таблиц с примерами словоизменения и сведениями о применении некоторых фразем.
Наряду с математикой в качестве точной науки в Междуречье развивалась астрономия.
Развитие зоологии, ботаники и минералогии было в большой степени экстенсивным. Многие труды представляли собой простое перечисление известных вавилонянам животных, растений и камней, в том числе и мифологических. Изучалась в то время анатомия животных и особенности их поведения, что было вызвано потребностями гаданий и предсказаний.
Географами Вавилонии была составлена карта мира, где земля изображалась плавающим в океане островом, размером не намного превосходящим Междуречье. Однако реальные географические познания семитов были значительно шире. Купцы, несомненно, пользовались морским путем в Индию (позже дорога туда была забыта), они знали о существовании страны Куш (Эфиопии), слышали о Тартессе (Испании).
Развитая и многопрофильная система знаний определяла и практические успехи цивилизации Междуречья. Уже во II тыс. до н. э., как известно, в Вавилонии умели выплавлять бронзу. По-видимому, приблизительно в это время был усовершенствован ткацкий станок, анужды расширившегося ткацкого дела заставили жителей Вавилонии вести интенсивный поиск красителей. В строительстве применяли стеклянную поливу кирпича, в земледелии — сложные по устройству плуги, в скотоводстве успешно занимались разведением лошадей, использовали прирученных верблюдов-дромадеров.
Архтектуpa древней Месопотамии:
Хилафский толпе. V тыс. до н.э. (а);
Убейдский храм в Эриду. IV I тыс. до н. э. (б);
Белый храм Джемдет-Насра. IV тыс. до и. э. (в);
Зиккурат Ура. V-IV тыс. до н. э. (г).
Ассирийские сельские постройки.
Ассирийская повозка
Царство Хаммурапи после его смерти начало медленно клониться к упадку, и в конце концов Вавилон отошел на второй план в связи с возвышением и ростом Ассирии.
Ассирийская держава достигает своего могущества во время правления царя Саргона II (722-705 гг. до н. э.). Столицей государства был город Ниневия. Архитектура Ассирии испытала влияние шумеро-аккадской культуры. Основными сооружениями были храмы зиккураты, которые были легче шумеро-аккадских и не доминировали над дворцами. Искусство Ассирии не было так тесно связано с религией и носило светский характер, но сооружение дворцов занимало главное место. Так, дворец Саргона II в Дур-Шаррукине занимал площадь в 10 га и был возведен на платформе высотой в 10 м. Он включал в себя около 200 помещений. Центральный вход во дворец охраняли гигантские статуи шеду (боги-охранители) в виде крылатых быков с человеческими лицами. Они достигали в высоту 5 м и имели добавочную пятую ногу, создававшую иллюзию шага животного.
Осада крепости ассирийцами.
Величайшим мастерством отличаются росписи, барельефы, покрывавшие стены дворцов ассирийских правителей. «Охота на льва», «Раненая львица», «Осада города» , «Штурм города» — вот основные темы мастеров живописи. Фигуры людей и животных свободно располагаются в пространстве, движения их передаются в необычных ракурсах.
Для ассирийского искусства характерно ремесленное, хотя и квалифицированное использование заранее разработанных трафаретов. В случае охотничьих сцен художнику удается их умело сочетать, добиваясь при этом жизненности изображения
.
Крылатый лев с человеческим лицом. Ручка трона.
Пир.
Тематика ассирийского искусства ограничена военными, культовыми и охотничьими сценами. Идейное содержание сводится к восхвалению могущества ассирийского царя и ассирийского войска, а также к посрамлению врагов Ассирии. У ассирийских художников не было интереса к изображению конкретного образа человека и его окружения. В имеющихся же изображениях, дошедших до нас, сохраняется трафаретный тип лица, условный разворот тела и т. п. Канон в скульптуре Ассирии жестко закрепился в изображении правителей. Это идеальный образ могучего повелителя, физически совершенного, в подчеркнуто пышном убранстве. Отсюда монументальная статичность фигур и внимание к мелким деталям.
Религия определяла идейное содержание как искусства и литературы, так и всей культуры Ассирийской державы в целом. Это же можно сказать и относительно других стран Древнего Востока. В религии ассирийцев большое значение отводилось ритуалам и обрядам магического характера.
Увод и казнь пленных.
Ассирийские всадники.
Как правило, боги представлялись сильными, завистливыми и грозными в своем гневе существами, в то время как роль человека по отношению к ним сводилась всего лишь к роли раба, который постоянно кормит их своими жертвами.
Любой бог являлся богом-покровителем определенной общины, а если и не общины, то определенной территории. Также различались боги «свои» и «чужие», но, несмотря на такое название, «чужие» боги признавались все же божествами. Царем богов объявлялся бог-покровитель государства, он же был наиболее могущественным богом.
Религиозные представления, которые брали свое начало из далеких времен, по-видимому сковывали творческую деятельность ассирийцев: процветали бесчисленные суеверия, вера в десятки видов демонов и привидений, от которых ограждались амулетами, молитвами, магическими фигурками.
Царь должен был строго выполнять сложные обязательные обрядовые церемонии, так как он считался магическим носителем благополучия страны.
В целом о культуре Месопотамии можно сказать, что шумеры и аккадцы через своих преемников — вавилонян и ассирийцев — передали грекам, евреям и другим народам многие свои достижения: основы науки и техники, понятие о троичной схеме Вселенной, поэмы и притчи, художественные стили в архитектуре, живописи, скульптуре, некоторые религиозные представления.