Вопрос 8. Принятие христианства и распространение ислама на территории Отечества.

О точной дате и обстоятельствах принятия христианства на Руси ученые спорят и по сей день. Это обусловлено трудностями анализа разноязычных источников с различной системой летоисчисления. В церковной светской литературе приведено немало убедительных аргументов в пользу замены язычества христианством. В отечественной истории принято считать, что князь Владимир провел данную государственную реформу между 988-990 годом. В летописях содержится подробный рассказ о выборе веры. В результате посещения русским посольством различных государств, проведенных бесед с проповедниками мусульманства из Волжской Болгарии, иудейства из Хазарии, католичества «из немцев» и православия из Византии, князь Владимир выбрал православие, которое, как обратил внимание князь Владимир Святославович, более подходит для Руси, т.к. не стремиться к жесткому контролю над государством, оставаясь как бы советником. Результатом принятия христианства на Руси появился новый государственный институт – православная церковь. До наших дней с тех пор она сохранила единую систему управления: митрополит (с 1589 патриарх) – епархии (области) во главе с архиереями (архиепископами и епископами) – проходы (приходские храмы со штатом священнослужителей – клиром) и монастыри (общины отрекающихся от мира иноков-монахов). Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития русских земель. С расширением границ княжеских владений строились новые храмы, в городах образовывались епископские кафедры.

Принятие христианства кроме всего укрепило государственную власть и территориальное единство Киевской Руси, а также международное значение Руси, которое заключалось в том, что Русь отвергнув «примитивное» язычество, становилась равной среди других христианских стран.Новая религия принесла с собой не известную при язычестве идею равенства людей. Исключила племенные и этнические различия и каждый от крестьянина до князя теперь отвечать должен был за свои деяния на Страшном суде. При этом новая вера не посягала на земные порядки. Христианство возвышало личность человека. Новый – христианский тип сознания, поднимал человека на немыслимою для языческого мироощущения высоту.

Акт принятия христианства в качестве государственной религии не означал быстрого ее утверждения повсеместно. Христианство утверждалось медленно, и на окраинных землях Киевской Руси оно установилось много позже, чем в Киеве. Внедрение крестьянства после официального крещения киевлян совершалось путем широкой его пропаганды в церквах Киева. Но во многих древнерусских землях христианство встретило упорное сопротивление народа. Это новгородские, Муромские, ростовско-суздальские земли и др.

По первости возникало двоеверие, т.е. смешение христианских и языческих обрядов. Но Русь не была в этом едина. Такое явление на начальном этапе было характерно и для других европейских стран.

Чаще всего при анализе исторических последствий принятия христианства Русью на первое место историки ставят культурные аспекты. Вторым аргументом является тезис о сильном влиянии церкви на укрепление государственной власти и развитии феодальных отношений, а также отмирании родоплеменного строя.

В целом православие оказало настолько глубокое влияние на восточных славян, что можно говорить о нем как об одном из коренных факторов, определивших историческую судьбу России и особенно ее цивилизацию.