В России и странах Западной Европы

 

В результате политики Ивана Грозного была окончательно выбрана историческая парадигма России. К концу XVI столетия достаточно отчётливо определились особенности российской цивилизации, отличающие её от западноевропейской:

1) Государство в России представляло собой самодержавие, не ограниченное ни законом, ни обществом, опирающееся в основном на служилых людей (бюрократию).

2) Политика по отношению к обществу и личности свелась, по существу, к жёсткому регулированию посредством насилия, к непризнанию властью индивидуализма и частных прав и интересов.

3) Нравственность общества базировалась на православных ценностях и оказывала влияние на все стороны жизни общества. Она провозглашала:

– верность традиции;

– необходимость духовного преображения личности в духе христианских идеалов (духовность);

– терпение, страдание и отрицание в связи с этим необходимости прогресса;

соборность как форму коллективизма, противостоящую индивидуализму;

– идею социального равенства.

4) В тесной связи с этическими взглядами общества стояла и трактовка им миссии государства, разнящаяся с западноевропейскими воззрениями на этот вопрос:

1) в России фактически отсутствовала частная собственность (собственником важнейших экономических ресурсов выступал глава государства) и правовая автономия личности или общественных групп;

2) благодаря государству нация обрела независимость от Орды и смогла отстоять её перед враждебным окружением в условиях протяжённых и открытых границ;

3) русский народ стал в XVI в. во главе православного мира, следовательно, его государству выпала мессианская функция единственного светоча «истинной веры»;

4) православная доктрина ориентировала на верховенство светской власти над властью духовной (точнее, на их слияние в личности государя); согласно ей спасение народа могло быть лишь коллективным, государственным, во главе с православным государем.

Как следствие всего вышеизложенного – этатизм. Это приоритет государства и государственности. Интересы государства, личности, общества были слиты в России нераздельно, воспринимались каждым членом общества как свои. На Западе же государство существовало, в том числе, и как инструмент для реализации общественных и личных интересов. Если на Западе сословия формировались «снизу» − в результате потребности отстаивания своих корпоративных интересов (в том числе и через воздействие на государственную власть), то в России в основном «сверху» − государством, с целью выполнения возложенных на них государственной властью задач.