Институциональная матрица
В свете поставленного вопроса рассмотрим относительно новую концепцию институциональных матриц4. Теоретическая гипотеза институциональных матриц реализует структурно-системный подход к анализу общества.
Институциональная матрица — это устойчивая, исторически сложившаяся система базовых общественных институтов, обусловивших появление первых государств и предопределивших развитие всех последующих институциональных структур, которые, в свою очередь, служат воспроизведению первичной модели, сущность которой сохраняется5.
Теория институциональных матриц разрабатывалась в рамках социологии и использует социологические понятия. Однако эта концепция применима к анализу процессов, происходящих во всех сферах общества, в том числе правовой и экономической.
1.Веблен Т. Теория праздного класса. — M.: Прогресс, 1984. — С. 202.
2.Мильнер Б. 3. Предисловие к работе Д. Норта «Институты, институциональные изменения и функционирование экономики». — M: Фонд экономической книги «Начала», 1997. — С. 6.
3.Понятие «норма» шире, чем понятие «правило», поскольку включает в себя еще и обычай, традицию.
5.Кирдина С.Г. Институциональные матрицы и развитие России. — М ТЕИС, 2000. — С. 23.
Институты понимаются как система определенных и неизбежных связей между членами общества, обусловленных внешними условиями выживания социума. В данном случае речь идет не о тех социальных институтах, которые регулируют воспроизводство человека (к ним относят институт семьи, здоровья и другие), а о социальных институтах, регулирующих воспроизводство государств и основных сфер общественной жизни1.
Институты образуют своеобразный скелет общества, обеспечивающий его историческую устойчивость и воспроизводство социальной целостности3.
Схематично институциональная матрица представлена на рис. 3.1 как триединая социальная форма, объединяющая политическую, экономическую и правовую сферы, занимающие в обществе равнозначное положение.
Основа матрицы взята из книги С. Кирдиной «Институциональные матрицы и развитие России», но с некоторыми изменениями, в частности политическая и идеологические сферы объединены, поскольку идеология в обществе зависит во многом от интересов правящих политиков и является одним из результатов их деятельности. В матрице отдельно выделена социальная сфера и ей отводится большая роль в формировании институциональной системы. (Кирдина С.Г. Институциональные матрицы и развитие России. — М.: ТЕИС, 2000.- С. 25).
Различают два типа матриц—западную (рыночную, демократическую) и восточную (командную, диктатуру или деспотию), которые характеризуются определенным набором основных и дополнительных институтов (более подробно см. гл. 10).