Воздействие денег на объем производства.

Расхождения между неокейнсианцами и монетаристами состоят не только в вопросах ценообразования или спроса на деньги, но и в оценке воздействия денег на развитие рыночного хозяйства. Эти подходы по-разному представляют механизм функционирования рыночной экономики.

Монетаристы (как и неоклассики) утверждают, что рыночное хозяйство в условиях полного использования всех ресурсов автоматически стремится к поддержанию равновесного состояния, что там безотказно действуют некие встроенные "пружины" и "стабилизаторы" экономического развития. Отсюда рецепт для государственной политики: поменьше вмешательства в процессы воспроизводства, так как это только приносит вред и разрушает индивидуальную свободу.

В то же время неокейнсианцы заявляют, что внутренние механизмы рыночного хозяйства не в силах вывести экономику из длительных периодов застоя и кризисов, поэтому они пропагандируют активную политику государственного регулирования рыночного хозяйства.

Макроэкономическая модель монетаристов отводит приоритетную роль в регулировании совокупного спроса денежной или монетарной политике государства, тогда как неокейнсианцы подчеркивают, наряду с денежной, важность, также фискальной политики.

Денежная (монетарная) политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых центральным банком в целях регулирования совокупного спроса путем воздействия на состояние кредита и денежного обращения.

Фискальная политика заключается в государственном регулировании совокупного спроса путем изменений государственных расходов и налогов.

Различия позиций монетаристов и неокейнсианцев по этому вопросу вытекают из следующих предпосылок. Если считать, что спрос на деньги обладает стабильностью и предсказуемостью, а предложение денег – экзогенно, то, следовательно, Центральный банк может путем денежной политики увеличить или, наоборот, сократить расходы хозяйственных агентов, т.е. может проводить эффективное регулирование экономического развития страны. Если же полагать, что спрос на деньги неустойчив, а предложение денег имеет эндогенный характер, то денежная политика Центрального банка будет неэффективна и более надежно можно регулировать экономику путем фискальной политики.

Какими же методами и с помощью каких экономических инструментов Центральный банк может осуществлять свою денежную политику?

Центральный банк играет ключевую роль и занимает монопольное положение не только в сфере эмиссии банкнот, но и в сфере проведения монетарной политики государства, которая рассчитана на краткосрочные периоды и ведется разными методами.

Проводя монетарную политику, Центральный банк стремится обеспечить благоприятные условия экономического роста и преследует следующие цели:

– регулирования темпов экономического роста;

– смягчения циклических колебаний на рынках товаров, капитала и рабочей силы;

– сдерживания инфляции;

– достижения сбалансированности платежного баланса страны.

Важнейшими инструментами кредитно-денежной политики Центрального банка являются: операции на открытом рынке; учетно-процентная дисконтная политика; изменение нормы обязательных резервов для банковских учреждении.

Главным направлением кредитно-денежной политики Центрального банка являются операции на открытом рынке. Суть этих операций – покупка и продажа государственных облигаций.

Продавая государственные облигации инвестиционным дилерам-брокерам, которые затем перепродают их коммерческим банкам, корпорациям и финансовым учреждениям, Центральный банк стремится добиться снижения банковских резервов, что ведет к сокращению депозитов.

Покупая государственные облигации, Центральный банк добивается обратного эффекта. Операции на открытом рынке наиболее широко практикуются Центральными банками тех западных стран, где существует емкий рынок государственных облигаций (США, Великобритания, Канада).

Учетно-процентная (дисконтная) политика состоит в регулировании размеров процентной ставки (дисконта), по которой коммерческие банки могут заимствовать резервы у Центрального банка. Если Центральный банк поднимает ставку по кредитам, коммерческие банки вынуждены сократить объем заимствований, что в свою очередь ведет к повышению процентных ставок и сокращению кредитных операций.

Следут заметить, что интернационализация хозяйственной жизни отрицательно повлияла на эффективность учетно-процентной политики. Если снижать учетную ставку в стране, то это приведет к отливу капиталов из этой страны, что ослабляет влияние этой политики на экономическую конъюнктуру.

Центральный банк во многих странах имеет возможность непосредственно воздействовать на величину банковских резервов путем единовременного изменения нормы обязательных резервов для всех банковских учреждений. Этот инструмент позволяет оперативно влиять на финансовую ситуацию в стране. В 80-е годы западные страны внесли существенные изменения в кредитно-денежную политику своих Центральных банков. Произошел пересмотр основ экономической политики государств, выразившийся в отходе от кейнсианских постулатов и возвращении к неоклассическим идеям (концепции монетаризма). На практике это привело к переносу центра тяжести в экономической политике с традиционного ориентира – динамики процентной ставки – на изменение величины и темпов роста денежной массы.

Механизм проведения монетарной политики Центробанком заключается в следующем. Воздействуя различными методами на объем денежной массы и кредита, Центральный банк влияет на конечный совокупный спрос через ряд последовательных звеньев: денежная масса (предложение денег МS), норма процента (r), капиталовложения (I), совокупный спрос (AD), национальный доход (Y). Механизм воздействия монетарной политики на объем валового национального продукта (ВНП) в буквенном изображении имеет следующие связи: .

Механизм реализации принятых Ценральным банком решений включает в себя пять этапов. На первом этапе Центральный банк своими действиями (например, покупая облигации у коммерческих банков или снижая минимальную ставку резервных требований) увеличивает денежную массу. На втором этапе происходит мультипликационное расширение банковских депозитов, предложение денег увеличивается. На третьем этапе рост предложения денег ведет к их удешевлению, то есть к падению процентной ставки, что расширяет спрос на инвестиции. На четвертом этапе результатом снижения процентной ставки будет увеличение частных и государственных инвестиций. И, наконец, на пятом этапе рост капиталовложений (инвестиций) повлечет за собой повышение доходов, расширение производства, увеличение занятости и ускорение темпов инфляции.

Таким видится кейнсианцам общий ход воздействия денежной политики государства на изменение инвестиций, занятости и валового национального продукта. Однако в реальной жизни денежная политика порой приводит к непредсказуемым результатам, ее эффективность снижается в результате развития побочных, сопутствующих процессов.

В экономике следует различать краткосрочные и долгосрочные результаты денежной политики государств. Неокейнсианцы исходят из посылки, что заработная плата и цены – это негибкие инструменты, они относительно стабильны. Поэтому правительство может довольно быстро добиться роста ВНП через увеличение денежной массы (согласно изложенной выше схеме). В долгосрочном плане эта политика уже не приведет к значительному росту ВНП, а вызовет лишь инфляцию.

Монетаристы считают иначе. В их представлении цены и заработная плата – это гибкие инструменты. Поэтому политика контроля над денежной массой и в краткосрочном, и долгосрочном периоде способна контролировать лишь темп инфляции.