Артистические профессии средневековья

 

Одной из проблем исторического искусствознания, по мнению исследователя средневековой музыкальной культуры М. Сапонова, - является ограничение изучения средневековья сферой официальной – ученой и церковной музыки. Чисто «христианское средневековье есть легенда», – утверждает французский ученый Ж. Делюмо. В духовной культуре общества сосуществовали официальная (религиозная) и неофициальная (мирская) традиции. Именно светская народная культура дает возможность представить все стороны средневековой жизни. Свидетельством многообразия последней служит литература 12-13 веков, где находится обилие данных о самых разных музыкальных традициях средневекового быта: музыке фольклорной, сельской, дворцовой, башенной, военной, турнирной, домашней.

Впервые бытовая музыка средневековья была описана и систематизирована в трактате “De musica” Иоанна де Грокейо. В нем автор выделяет три рода музыки:

  1. Церковная музыка – регламентированная нормами богослужебной практики и зафиксированная в установлениях Римской католической церкви традиция григорианского пения.
  2. Ученая музыка (canonica), следующая правилам, упорядоченная (regularis) – авторское профессиональное творчество, в русле которого вырабатываются приемы композиторской техники.
  3. Популярная (cantuspublicus) или бытовая музыка (musica vulgaris, musica simplex, musica civilis).

Бытование cantus publicus характеризует устная традиция. Она звучала на празднествах, застольях, при дворах. Это не фольклор и не сочинения клириков; это продукция особого профессионализма – менестрельного, основанного на устных навыках и самобытной поэтике. Причем, устность является не просто одним из способов передачи информации, а признаком особого состояния художественной культуры на определенном этапе ее развития.

В письменных источниках XII-XV веков встречаются различные определения носителей артистического профессионализма: используются слова «жонглер», «шпильман», «менестрель», причем они употребляются в одном и том же круге значений. Так у Кретьена де Труа[92] даже в пределах одной сцены музыкантов называют то жонглерами, то менестрелями.

Жонглер (франц. jongleur, от лат. joculator ) в переводе означает шутник и этим словом обозначали странствующих комедиантов и музыкантов в средневековой Франции. Иногда их называли гистрионами. В Германии им родственны шпильманы, в России — скоморохи. Слово менестрель происходит от латинского menestrallus, производного от mestier – «мастерство», «ремесло», «профессия». И, пожалуй, именно этот термин логичнее всего использовать в качестве определяющего понятия для артистических профессий средневековья, составляющих основу средневековой народной культуры и представляющих устойчивую профессиональную традицию.

Главные разновидности менестрельного артистического профессионализма М. Сапонов объединяет в 4 группы:

1. Зрелищно-цирковой профессионализм (акробаты, эквилибристы, канатоходцы, иллюзионисты, дрессировщики, танцоры и танцовщицы.

2. Профессионализм поющих поэтов, аккомпанирующих себе на струнных инструментах.

3. Профессионализм менестрелей-инструменталистов, владевших игрой на нескольких инструментах, а также навыками ансамблевого музицирования.

4. Синтетические, промежуточные формы профессионализма, основанные на смешанных, межремесленных навыках.

Жанровая сфера, характеризующая профессиональную деятельность поющих поэтов, в трактате Грокейо обобщается в понятии cantus publicus. У Грокейо cantus publicus различаются двояко: «их исполняют либо голосом, либо на изготовленных музыкальных инструментах». «Те [формы], что поются, различаются двояко. Называем их либо кант, либо шансон… И кант, и шансон разделяем трояко. К канту относим либо жесту, либо орнаментированное (коронованное) пение, либо куплетное, а к шансон – либо рондель, либо дукцию».

Сantus publicus

 
 


Вокальные с.р. Инструментальные с.р.

Кант Шансон

       
   
 
 


Жеста Рондель

Орнаментированное пение Дукция

Куплетное пение

 

Кратко поясним каждый из упомянутых Грокейо жанров.

Жеста – пение героического эпоса и близких ему фабульных повествований.

Орнаментированное пение – cantus-coronatus – изысканно-виртуозный стиль с импровизированными диминуциями[93].

Куплетное пение – силлабически-отчетливый непритязательный cantus-versiculatus (строфический напев).

Группа шансон (cantilena). Рондель («наподобие круга в себе замыкается») подчиняется строгой норме: его мелодия и рифмы должны полностью излагаться уже в рефрене, не изменяясь в дальнейшем в строфе. Эстампи, как и дукция – более свободна, мелодия строфы и ее рифмы не обязаны во всем следовать рефрену. «Рефрен – это то, чем начинается и заканчивается всякая шансон. Дополнения же различаются в ронделе, в дукции и в эстампи. В ронделе они совпадают с рефреном в напеве и рифмовке. В дукции и эстампи некоторые различаются, а другие совпадают мелодически и в рифмах».

Chanson de carole – песня с танцем. Еще одно название дукции – танцевальная шансон.

У менестрелей было гораздо больше разновидностей и наименований инструментов, чем у профессиональных музыкантов последующего времени. Ансамбли при княжеских дворах были весьма пестрыми по составу. Существовало множество местных традиций, вариантов в структуре и строе одних и тех же инструментов, различались манера и школы игры, типы виртуозности.

В целом, можно выделить несколько основных групп инструментов:

· Струнные-смычковые – виела, ребек, крут (смычковая лира) и т.д.

Сугубо профессиональным инструментом менестрелей являлась виела – символ и чуть ли не единственный инструмент, упоминаемый в старопровансальских жизнеописаниях. Это один из главных атрибутов музыкальной жизни Средневековья. Виела – общее названий средневековых струнных смычковых инструментов с лютнеобразным или гитарообразным корпусом и прикрепленным к нему грифом (в немецко-язычных странах - фидель). Первоначально виела имела 3 или 4 струны. С 13 века появляется 5-ти струнная виела – 4 струны были натянуты с определенной высотой, одна струна использовалась в качестве бурдона[94]. Играли на виеле, держа на коленях, в дальнейшем она переместилась на плечо, тем самым, позволив исполнителю играя свободно двигаться и даже танцевать.

Ребек– трехструнный инструмент грушевидной формы с длинной головкой и квинтовым строем, обладающий сильным, резким звуком. Существовал в нескольких разновидностях: дискант, тенор, бас.

· Струнные-щипковые – арфа, рота (по своей форме близка античной лире), псалтерий (инструмент напоминает гусли), цистер и т.д.

Арфа – один из наиболее распространенных инструментов. Она существовала в локальных вариантах и в каждой стране имела свое название. Ее использовали как профессиональные исполнители, так и любители. В средневековой иконографии арфе уделяется особое внимание.

· Орган-портатив– переносной (чаще на ремне через плечо) орган, на котором правой рукой играют, а левой управляются с мехами, накачивая туда воздух. Инструмент одноголосный, с ровным светлым тембром – он очень быстро превратился в один из популярных инструментов жонглеров.

· Духовые инструменты.

Одно из высших мест в социальной иерархии инструментов занимали трубы, издающие «громогласные звуки». В «Песне о Роланде» описаны различные функции военных трубачей: сигналы построения, тревоги, сбора в поход, атаки, боевые сигналы во время битвы, сигналы к отходу. Большую роль трубачи играли во время турниров. Чаще всего трубы объединялись с барабанами. И даже в обыденной жизни использовались сигналы трубачей: «Когда еду приготовили, слуги затрубили к омоновению рук, играли на двух трубах».

Среди других духовых инструментов были распространены флейты, двойные флейты, шалмеи (деревянный духовой инструмент с двойной тростью, прямым каноническим стволом и широким раструбом). Расширение регистра в нижней части шалмея привело к созданию бомбарды – ближайшего предка фагота, звук которой был достаточно грубым и невыразительным.

Помимо этого, в менестрельной практике использовалась и волынка– духовой язычковый инструмент. В мех (воздушный резервуар из кожи или пузыря животного) вделаны маленькая трубочка для нагнетания воздуха и несколько игровых трубок: одна с игровыми отверстиями (на ней исполняли мелодию) и одна-две басовые, звучащие как бурдон.

С XI века в инструментальной практике появился духовой мундштучный инструмент цинк (рожок) с чашеобразным мундштуком. Инструмент имел 7 отверстий (6 с внешней стороны и 1 с внутренней), его обтягивали кожей, благодаря чему он приобретал более мягкое тембровое звучание (позднее в Италии – корнет).

Сакбут – медный мундштучный инструмент, напоминающий по своей форме тромбон.

· Среди ударных инструментов, наряду с барабанами использовались бубен, кастаньеты, тарелки, колокольчики, треугольники, тамбурин (род барабана небольшого диаметра в форме вытянутого цилиндра с двумя кожаными мембранами).

Большую роль в жизни городов и сел играл колокольный звон, выполнявший различные функции: времяизмерительные, информативные, календарные, ярмарочные, сигнала тревоги и т.д.

В русле менестрельного профессионализма необходимо рассматривать и рыцарское музыкально-поэтическое искусство – поэзию трубадуров, труверов и минезингеров.

Яркой звездой на небосклоне Средневековья сверкнула поэзия трубадуров[95]. Два столетия продолжалась эпоха трубадуров – певцов Любви и Прекрасной Дамы. За это время они успели создать рифмованную лирическую поэзию на новом романском языке, наметить основные направления и формы европейской поэзии, а главное, определили модель любовного переживания, ставшую неотъемлемой частью европейской «культуры чувств». Новое куртуазное[96] мировоззрение, выработанное трубадурами, кардинально изменяло взгляд на женщину, внушаемый церковью. Из «сосуда греха» женщина превратилась в высшее существо, служение которому составляло цель жизни куртуазного рыцаря. Причем рыцаря вела не любовь-обладание, а любовь-служение, совершенствующая и возвышающая душу – идеальная любовь. Соотносясь с общей идеей служения, пронизывающей средневековый мир (вилланы служат феодалу, вассал служит своему сеньору, король служит опорой церкви, церковь служит Господу), это была любовь-служение. Сведений о повседневной жизни трубадуров сохранилось мало. Трубадуры - знатные сеньоры жили в замках, трубадуры - бедные рыцари проводили жизнь в странствиях, стремясь найти богатого и щедрого покровителя. Поэты слагали стихи о мирской любви на окситанском языке, сочиняли к ним музыку и чаще всего, сами же исполняли.

Прославление любви в стихах, положенных на музыку, с использованием каждый раз новой метрической формы – вот изобретение трубадуров. В основу нового стихосложения, основанного на количестве слогов, было положено место ударного слога в конце стиха, а вскоре изобретена рифма.

Среди основных жанров рыцарского музыкально-поэтического творчества:

· Кансона – песня лирического содержания, отличающаяся изысканным и сложным строением строфы.

· Альба – строфическая песня с одинаковым завершением каждой строфы, рисующая расставание влюбленных на заре.

· Пасторела – лирическая песня, изображающая встречу рыцаря с пастушкой.

· Баллада – плясовая песня.

· Сервента – песня политического или общественного содержания.

· Тенсона – спор-диалог двух поэтов.

· Плач – выражает печаль поэта по поводу утраты кого-либо.

На севере Франции средневековых поэтов-певцов именовали труверами (франц. trouvere, от trouver — находить, придумывать). Труверы также писали повести, куртуазные романы (Кретьен де Труа), драмы (Жан Бодель), лирические стихи (Гас Брюле). Искусство труверов, близкое народу, отражало влияние трубадуров, но было более рассудочным.

Дошедшее до нас музыкальное наследие трубадуров достаточно скромно: на более чем 2,5 тысячи поэтических текстов приходится лишь около 250 мелодий. Мелодий труверов на старофранцузском сохранилось около 1400. Среди них много версий одного и того же напева. Долгое время напевы передавались в устной традиции. Всего в распоряжении исследователей имеются 4 рукописных сборника: два хранятся в Национальной библиотеке в Париже (1253-54 гг. и 1240г.), один записан в Тулузе и один в Ломбардии. Мелодии зафиксированы квадратной нотацией. Среди крупнейших авторов – Маркабрюн, Бертран де Борн, Джауфре Рюдель, Арнаут Даниэль, Пейре Видаль, Гильем де Кабестань и др.

Под сильным воздействием поэзии романских трубадуров и труверов складывается куртуазная лирика миннезингеров (нем. Minnesinger — певец любви) - немецких рыцарских поэтов-певцов XII-XIV вв. Главными темами немецкого миннезанга являются служение Даме, высокая любовь, переживания лирического героя. Основные жанры, в которых творили немецкие миннезингеры, это любовная песнь (Minnelied), песнь рассвета (Tagelied), лейх (Leich), шпрух (Spruch). Большинство поэтических форм миннезанга связано с романскими образцами. Так, Tagelied (дневная песнь, песнь рассвета) восходит к альбе, а Minnelied и Minnekanzone (любовная песня) к канцоне. Французская поэзия была адаптирована немецкой в тех областях, которые могли считаться отражением дворянской рыцарской и придворной культуры Франции. Немецкие авторы стремились к наиболее точной передаче новых французских придворных веяний. В основном немецкие переработки отличаются от оригиналов в определенных аспектах: меньшую роль играет чувственный элемент, сильные эмоции смягчаются, черты типизации и идеализации усиливаются. Первыми миннезингерами считаются Кюренберг и Дитмар фон Айст, расцвет миннезанга связан с именами Вальтера фон дер Фогельвейде, Вольфрама фон Эшенбаха, Гартмана фон Ауэ, Генриха фон Морунгена. К миннезингерам позднего периода относят Нейдхарта и Тангейзера.

Ваганты (от лат. vagantes — бродячие) - создатели латиноязычной поэзии, расцвет которой приходится на западноевропейское «высокое» Средневековье (конец XI — начало XIII вв.), когда в средневековых городах множатся школы, возникают первые университеты и складывается первая в истории Европы ситуация избытка образованных людей. Ваганты — клирики, не имевшие постоянного прихода и скитавшиеся от одного епископского подворья к другому, школяры и студенты, странствовавшие из города в город в поисках знаний и лучших учителей, беглые монахи. Их объединяет причастность к латиноязычной культуре и существование «на обочине» общества. Само название вагантов — голиарды[97] (goliard, возможный перевод «обжоры», «винопийцы»; от лат. gula — глотка), произвольно возводили к имени их мифического прародителя — стихотворца-обжоры верзилы Голиарда, отождествлявшегося с Голиафом вследствие созвучия двух имен.

Поэзия вагантов — органичная часть средневековой клерикальной литературы и культуры. Вместе с тем, она тесно связана со средневековой народной смеховой культурой, наивысшим проявлением которой были карнавальные празднества. Подобно карнавалу, поэзия вагантов творит рядом с миром жестокой повседневности, всеобщей регламентации и аскезы особый «второй» смеховой мир, являющийся вывороченным наизнанку кривозеркальным подобием первого. Размеры и строфика духовных песнопений используются вагантами для восхваления беззаботной распутной жизни, веселого времяпрепровождения в кабаке за игрой в карты и в кости, для воспевания достоинств и прелестей возлюбленных — девиц легкого поведения, для обличения жадности и лицемерия высокопоставленных церковников. Высмеивая эти и другие пороки отдельных церковников и даже клира в целом (разврат, невежество, злобу), ваганты, в конечном счете, стремятся к очищению мира от греха. Подобно карнавалу, поэзия вагантов нацелена не на разрушение, а на конечное утверждение существующего мироустройства и христианской этики.

Помимо церковной поэтической традиции, истоками лирики вагантов являются вновь открытая в XI-XII вв. римская поэзия (прежде всего, лирика «певца любви» Овидия) и народная обрядовая поэзия (отсюда — распространенность в поэзии вагантов «весенних песен», жанра прения).

Вагантская поэзия сохранилась в рукописных сборниках XIII-XIV вв.. Среди них самый объемный (содержит около 250 произведений) — «Кармина Бурана» (Carmina Burana), рукопись которого была обнаружена в 1803 году в одном из монастырей возле южнонемецкого города Берена (в лат. огласовке Беурана). Большая часть вагантской лирики анонимна.