ЕСТЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ
ВВЕДЕНИЕ
Если всякое исследование, касающееся религии, имеет крайне важное значение, то преимущественно привлекают, к себе наше внимание два вопроса, а именно: об основании ре- '·. лигии в разуме и о ее происхождении из природы человека. К счастью, на первый из них, наиболее важный, может быть дан самый очевидный или по крайней мере самый ясный ответ. Весь строй природы свидетельствует о существовании разумного творца, и ни один рассудительный исследователь при серьезном размышлении не будет в состоянии хотя бы на минуту отойти от веры в изначальные принципы истинного теиз-i ма и религии. Но другой вопрос, касающийся происхождения J религии из природы человека, представляет несколько больше · трудностей. Вера в невидимую разумную силу, правда, была' весьма широко распространена среди человеческого рода всюду, во все времена, но, во-первых, она, быть может, не была настолько всеобщей, чтобы не допускать исключений, а, во-вторых, вызванные ею идеи вовсе не отличались единообразием. С одной стороны, были открыты некоторые народы, не обладаю- ; щие никакими религиозными чувствами, если только можно поверить путешественникам и историкам; с другой — нет таких , двух народов и вряд ли найдутся два таких человека, которые" в точности сходились бы в этих своих чувствах. Итак, данная'; предвзятая идея, по-видимому, не порождается каким-либо осо-', бым инстинктом или же первичным естественным впечатлением' вроде тех, которые дают начало себялюбию, половой любви, любви к потомству, благодарности, мстительности, ведь каждый из этих инстинктов, как оказалось, абсолютно всеобщ у всех народов и во все 'времена и каждому из них всегда соответствует точно определенный объект, к достижению которого он · неуклонно стремится. Начальные религиозные принципы должны быть вторичными, т. е. такими, которые легко поддаются ' извращению в силу различных случайностей и причин и деист- · вие которых в отдельных случаях вследствие необычного сте-· чения обстоятельств может быть полностью предотвращено. Рассмотрение тех принципов, которые порождают первоначаль-,; ную веру, а также тех случайностей и причин, которые направ-'j ляют ее действия, и составляют предмет настоящего исследо-i вания.
глава ι