Административные правонарушения, связанные с несоблюдением правил охраны атмосферного воздуха.
В соответствии с ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ч. 2 этой статьи нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц – от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В соответствии с ч. 3 статьи нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Во всех частях данной статьи используются специальные правовые и технические понятия:
атмосферный воздух ‑ жизненно важный компонент окружающей природной среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений;
вредное (загрязняющее) вещество ‑ химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую природную среду;
загрязнение атмосферного воздуха ‑ поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха;
вредное физическое воздействие на атмосферный воздух ‑ вредное воздействие шума, вибрации, ионизирующего излучения, температурного и других физических факторов, изменяющих температурные, энергетические, волновые, радиационные и другие физические свойства атмосферного воздуха, на здоровье человека и окружающую природную среду.
Объект предусмотренных ст. 8.21 правонарушений ‑ порядок охраны атмосферного воздуха. Их объективная сторона выражается в деяниях, указанных в диспозициях статьи. Эти правонарушения могут быть выявлены в ходе государственного, муниципального, общественного и производственного контроля, предусмотренного в законодательстве РФ об охране атмосферного воздуха.
Субъектами данных правонарушений являются по ч. 1 и ч. 2 ‑ граждане, должностные и юридические лица; по ч. 3 ‑ только должностные и юридические лица. С субъективной стороны правонарушения могут характеризоваться как умыслом, так и неосторожностью.
Протоколы составляют должностные лица органов внутренних дел (милиции), а также органов государственного экологического контроля. Дела о правонарушениях рассматривают должностные лица органов государственного экологического контроля.
Согласно ст. 8.22 КоАП РФ допуск к полету воздушного судна, выпуск в плавание морского судна, судна внутреннего водного плавания или маломерного судна либо выпуск в рейс автомобиля или другого механического транспортного средства, у которых содержание загрязняющих веществ в выбросах либо уровень шума, производимого ими при работе, превышает нормативы, установленные государственными стандартами РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей.
Рассмотрим эту статью в части выпуска в рейс автомобиля или другого механического транспортного средства[162].
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, связанные с охраной окружающей природной среды. Крайне неблагоприятная экологическая обстановка, сложившаяся в стране, во многом обусловлена эксплуатацией не отвечающих необходимым требованиям транспортных средств. В этой связи Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения[163] должностным и иным лицам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, запрещается осуществлять выпуск на линию транспортные средства, имеющие определенные неисправности. Прилагаемым к этому документу Перечнем неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, установлены соответствующие требования к различным параметрам их узлов, агрегатов и оборудования, в том числе с точки зрения содержания загрязняющих веществ в выбросах либо уровня шума, производимого ими при работе.
Объективную сторону данного правонарушения представляет сам допуск к полету, выпуск в плавание, в эксплуатацию транспортных средств (автомобилей, самолетов, вертолетов, различных судов и т.п.), у которых содержание загрязняющих веществ в выбросах, а также уровень шума при их работе превышают установленные нормативы. При этом важно подчеркнуть, что под допуском к полету, выпуском в плавание, в рейс транспортных средств понимается не только их выход (выезд, вылет), но их выпуск производителями либо ремонтниками с конвейера предприятия или при закупке за рубежом.
При квалификации указанных действий по этой статье необходимо принимать во внимание, что под допуском к полету, выпуском транспортного средства в плавание, на линию понимаются данные соответствующим должностным лицом в письменной или устной форме приказ, разрешение, указание, согласие и др. на выезд из гаража, автохозяйства, в рейс и т.п. Форма такого разрешения или указания для юридической оценки правонарушения должностных лиц значения не имеет.
Следует также иметь в виду, что объективная сторона данного правонарушения заключается в выпуске в эксплуатацию транспортных средств с превышением установленных нормативов как по величине выброса загрязняющих веществ, так и по уровню шума, производимого ими при эксплуатации. Шум выражается в гуле, грохоте, треске, свисте и т.п.
Субъектами данных правонарушений являются должностные лица, ответственные за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, в том числе лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в данной сфере без образования юридического лица.
С субъективной стороны совершение правонарушений, предусмотренных данной статьей, возможно как умышленно, так и по неосторожности. Чаще всего подобные правонарушения совершаются по небрежности, когда транспортные и другие передвижные средства и установки эксплуатируются длительное время без проверки на загазованность, дымность, шум.
Ответственность должностных лиц за совершение правонарушений, предусмотренных ст. 8.22, наступает вне зависимости от административной ответственности водителей, работающих по найму, по ст. 12.5 КоАП за управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена.
Составлять протоколы и рассматривать дела о правонарушениях, предусмотренных данной статьей, могут должностные лица органов внутренних дел (милиции); органов, осуществляющих государственный экологический контроль; осуществляющих государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники (в части техники, поднадзорной этим органам); органов транспортного контроля и надзора; морского транспорта (в части морских судов); внутреннего водного транспорта (в части судов внутреннего водного транспорта); органов государственной инспекции по маломерным судам (в части маломерных судов); органов, осуществляющих государственное регулирование в области авиации (в части воздушных судов).
В соответствии со ст. 8.23 КоАП РФ эксплуатация гражданами воздушных или морских судов, судов внутреннего водного плавания или маломерных судов либо автомобилей, мотоциклов или других механических транспортных средств, у которых содержание загрязняющих веществ в выбросах либо уровень шума, производимого ими при работе, превышает нормативы, установленные государственными стандартами РФ, влечет наложение административного штрафа в размере от ста до трехсот рублей.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, связанные с охраной окружающей природной среды. Объективная сторона состоит в эксплуатации воздушных, морских судов, судов внутреннего водного плавания, маломерных судов, автомобилей, мотоциклов, других механических транспортных средств с превышением нормативных требований содержания загрязняющих веществ в выбросах либо уровня шума, производимого ими при работе.
При этом необходимо указать, что правонарушение следует считать совершенным не только тогда, когда автомобиль или другое транспортное средство в процессе движения выбрасывают загрязняющие вещества или создают шум с превышением установленных нормативов, но и в случае выброса загрязняющих веществ, создания шума с превышением установленных нормативов на холостом (без движения) ходу двигателя.
Субъект комментируемого правонарушения ‑ граждане. При этом следует подчеркнуть, что ответственность для граждан по этой статье наступает и в том случае, когда они собственники транспортных средств, и в том случае, когда они пользуются ими. Лицо, работающее по найму, отвечает по данной статье только тогда, когда на него возложена ответственность за техническое состояние транспортного средства, а в его служебные обязанности входит регулирование двигателя, поддержание системы выпуска отработавших газов, регулирование уровня шума, производимого транспортным средством, и др.
С субъективной стороны правонарушение, предусмотренное ст. 8.23, может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности. Однако чаще всего подобные деяния совершаются по неосторожности, в форме небрежности.
Составлять протоколы и рассматривать дела о правонарушениях, предусмотренных этой статьей, могут должностные лица органов внутренних дел (милиции); органов, осуществляющих государственный экологический контроль; осуществляющих государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники (в части техники, поднадзорной этим органам); органов транспортного контроля и надзора; морского транспорта (в части морских судов); внутреннего водного транспорта (в части судов внутреннего водного транспорта); органов государственной инспекции по маломерным судам (в части маломерных судов); органов, осуществляющих государственное регулирование в области авиации (в части воздушных судов).