Административные правонарушения, связанные с несоблюдением требований пожарной безопасности и специальных административно-правовых режимов.
Нарушениям требований пожарной безопасности посвящена ст. 20.4 КоАП РФ. Под пожарной безопасностью, являющейся составной частью общественной безопасности, понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. При этом пожаром признается неконтролируемое горение, причиняющее ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам граждан и государства[154].
В соответствии с ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами[155] влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц – от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ч.2 этой статьи те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц – от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
При этом особый противопожарный режим устанавливается в случае создания наиболее неблагоприятной, крайне сложной пожарной обстановки. Крайне сложной может быть признана обстановка, связанная с реальной угрозой жизни, здоровью людей и окружающей их природной среде, которая обусловлена крупными, массовыми пожарами, в том числе лесоторфяными. При особом противопожарном режиме органы государственной власти и местного самоуправления могут устанавливать дополнительные требования пожарной безопасности, привлекать силы и средства организаций для устранения причин и ликвидации последствий пожаров, а также выделять для этого дополнительные средства.
Исходя из ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ, нарушение требований стандартов, норм и правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара без причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо без наступления иных тяжких последствий, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц – от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Понятие легкого вреда здоровью потерпевшего уже рассматривалось в предыдущих лекциях[156]. Тяжкий вред здоровью человека – это вред здоровью, опасный для жизни человека или повлекший за собой потерю зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрату органом его функций, прерывание беременности, психическое расстройство, заболевание наркоманией либо токсикоманией, неизгладимое обезображивание лица, значительную стойкую утрату общей трудоспособности не менее чем на одну треть или заведомо для виновного полную утрату профессиональной трудоспособности. Средней тяжести вред здоровью человека определяется как вред здоровью, не опасный для жизни человека и не повлекший последствий, обусловливающих наступление тяжкого вреда здоровью, но вызвавший длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть. Под иными тяжкими последствиями в ч.3 ст. 20.4 КоАП РФ понимаются: значительный материальный ущерб, длительная приостановка или дезорганизация работы предприятия, организации, оставление потерпевших без жилья, средств к существованию и т.д.
Согласно ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ выдача сертификата соответствия на продукцию без сертификата пожарной безопасности в случае, если сертификат пожарной безопасности обязателен, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех до четырех тысяч рублей; на юридических лиц ‑ от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Как уже отмечалось, сертификат соответствия – это документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертификационной продукции установленным требованиям. Обязательная составная часть сертификата соответствия — сертификат пожарной безопасности. Порядок организации и проведения сертификации продукции и услуг в области пожарной безопасности, а также перечень продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации, определяется Государственной противопожарной службой МЧС России.
При этом объектами обязательной пожарной сертификации являются: продукция промышленности строительной индустрии и предпринимательской деятельности, в том числе и импортируемой в Россию (вещества, материалы, строительные конструкции, средства производства и обеспечения пожарной безопасности, технологические установки, транспортные средства, электронные, электротехнические изделия, их элементы и совокупности); услуги в области пожарной безопасности (огнезащита строительных конструкций, ремонт и зарядка огнетушителей, монтаж, наладка, техническое обслуживание систем противопожарной защиты и т.п.).
Согласно ч. 5 ст. 20.4 КоАП РФ продажа продукции или оказание услуг, подлежащих обязательной сертификации в области пожарной безопасности, без сертификата соответствия влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Исходя из ч. 6 этой статьи, несанкционированное перекрытие проездов к зданиям и сооружениям, установленных для пожарных машин и техники, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц – от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объект административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 КоАП РФ, ‑ пожарная безопасность.
Объективная сторона правонарушений, предусмотренных: ч. 1 ‑ 2, 4 ‑ 6 этой статьи, характеризуется лишь деяниями, указанными в их диспозициях. Данные составы правонарушений формальные. И только состав правонарушения, сформулированного в ч. 3 статьи, является материальным. Его объективная сторона помимо самого деяния – нарушения требований стандартов, норм и правил пожарной безопасности ‑ включает непременное наступление вредных материальных последствий в виде возникновения пожара.
Субъектом правонарушений, предусмотренных ч. 1 ‑ 3 и 6 статьи, могут граждане, должностные лица и юридические лица, а ч. 4 ‑ 5 ‑ только должностные и юридические лица. Субъективная сторона этих правонарушений в части самих нарушений требований пожарной безопасности может характеризоваться как умыслом, так и неосторожностью. По отношению же к возможным наступившим последствиям (возникновению пожара) вина может иметь только форму неосторожности.
Протоколы об административных нарушениях требований пожарной безопасности составляют и соответствующие дела рассматривают должностные лица органов, осуществляющих государственный пожарный надзор.
Значительное внимание в гл. 20 КоАП РФ уделено правонарушениям, связанным с несоблюдением требований специальных административно-правовых режимов. При этом под специальными административно-правовыми режимами мы понимаем режим чрезвычайного положения, режим чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера, режим гражданской обороны, особый режим в закрытом административно-территориальном образовании, режим в зоне проведения контртеррористической операции. Рассмотрим эти административные правонарушения.
В соответствии со ст. 20.5 КоАП РФ нарушение требований режима чрезвычайного положения (за исключением нарушения правил комендантского часа) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до 30 суток; на должностных лиц ‑ от одной тысячи до двух тысяч рублей или административный арест на срок до 30 суток.
При этом под чрезвычайным положением понимается особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, допускающий определенные ограничения прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей. Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях может вводиться лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствами относятся:
а) попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;
б) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие или могущие повлечь человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Чрезвычайное положение, целью введения которого является скорейшая нормализация обстановки, восстановление законности и правопорядка, устранение угрозы безопасности граждан и оказание им необходимой помощи, является временной мерой и может вводиться исключительно для обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты конституционного стоя Российской Федерации.
Объектом правонарушения, предусмотренного ст. 20.5 КоАП РФ, являются требования режима чрезвычайного положения. С объективной стороны данное правонарушение характеризуется действием, нарушающим требования режима чрезвычайного положения[157].
Субъектом данного правонарушения являются граждане и должностные лица. Субъективная сторона состава этого правонарушения характеризуется, как правило, умышленной виной (в основном с косвенным умыслом), но в ряде случае вина может быть и неосторожной.
Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных этой статьей, вправе составлять должностные лица: органов внутренних дел (милиции); органов, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; подразделения воинской части, органа управления внутренних войск МВД России. Дела о таких правонарушениях рассматривают мировые судьи.
Согласно ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения (предупреждению чрезвычайных ситуаций) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Исходя из ч. 2 этой статьи, непринятие мер по обеспечению готовности сил и средств, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а равно несвоевременное направление в зону чрезвычайной ситуации сил и средств, предусмотренных утвержденным в установленном порядке планом ликвидации чрезвычайных ситуаций, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.
Отметим, что чрезвычайная ситуация ‑ это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация, определяется как зона чрезвычайной ситуации.
Под предупреждением чрезвычайных ситуаций понимается комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения. Ликвидация чрезвычайных ситуаций определяется как аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
Объектом правонарушений, предусмотренных ст. 20.6 КоАП РФ, являются требования норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Объективная сторона этих правонарушений характеризуется деяниями, сформулированными в диспозициях статьи. Противоправные деяния выражаются в форме бездействия (невыполнения, непринятия) должностных лиц в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Субъект правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.6 КоАП РФ, ‑ должностные лица; правонарушения, предусмотренного ч. 1 статьи, ‑ должностные лица и юридические лица. С субъективной стороны данные правонарушения могут характеризоваться как умышленной, так и неосторожной виной.
Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.6 КоАП РФ, составляют должностные лица органов внутренних дел (милиции); органов, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Дела о данных правонарушениях рассматривают мировые судьи.
В соответствии со ст. 20.7 КоАП РФ нарушение правил эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны либо правил использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей.
Под гражданской обороной понимается система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
В стране функционируют службы и гражданские организации гражданской обороны. Служба гражданской обороны Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) предназначена для проведения соответствующих мероприятий, включая подготовку необходимых сил и средств и обеспечение действий организаций гражданской обороны в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ведении военных действий или вследствие этих действий. Гражданские организации гражданской обороны представляют собой формирования, создаваемые на базе организаций по территориально-производственному принципу, владеющие специальной техникой и имуществом и подготовленные для защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Объектом правонарушения, предусмотренного ст. 20.7 КоАП РФ, являются правила гражданской обороны. Объективная сторона характеризуется деянием, указанным в диспозиции статьи.
Субъектами правонарушения могут быть должностные лица службы и гражданских организаций гражданской обороны. Субъективная сторона административного правонарушения может быть выражена как в форме умысла, так и форме неосторожности.
Протоколы о правонарушениях, предусмотренных ст. 20.7 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица органов, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Дела о таких правонарушениях рассматривают мировые судьи.
Исходя из ст. 20.19 КоАП РФ, нарушение установленного законом особого режима в закрытом административно-территориальном образовании (ЗАТО) влечет наложение административного штрафа в размере от ста до одной тысячи рублей.
Под закрытым административно-территориальным образованием понимается имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан[158].
Особый режим ЗАТО включает:
· установление контролируемых или запретных зон по границе и (или) в пределах указанного образования;
· ограничения на въезд или постоянное проживание граждан на его территории;
· ограничения на полеты летательных аппаратов над его территорией;
· ограничения на хозяйственную и предпринимательскую деятельность, владение, пользование и распоряжение землей, природными ресурсами, недвижимым имуществом, вытекающие из ограничений на въезд или постоянное проживание.
Объектом данного правонарушения являются правила особого режима в ЗАТО. С объективной стороны правонарушение характеризуется деянием, указанным в диспозиции статьи.
Субъектом правонарушения являются граждане. С субъективной стороны административное правонарушение характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины.
Протоколы о таких правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел (милиции), подразделений воинской части, органа управления внутренних войск МВД России. Дела данной категории рассматривают мировые судьи.
Согласно ч. 1 ст. 20.27 КоАП РФ неповиновение законному требованию должностного лица органа федеральной службы безопасности о соблюдении мер и временных ограничений, установленных на территории (объекте), в пределах которой введен правовой режим контртеррористической операции, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере до пятисот рублей; на должностных лиц – от одной тысячи до трех тысяч рублей; на юридических лиц – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
В соответствии с ч.2 этой статьи несанкционированное проникновение либо попытка проникновения на территорию (объект), в пределах которой введен правовой режим контртеррористической операции, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей.
Исходя из ч.3 данной статьи, воспрепятствование проведению контртеррористической операции влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток; на должностных лиц – от трех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до тридцати суток; на юридических лиц – от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Часть 4 ст. 20.27 КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение главным редактором, редакцией средства массовой информации, организацией, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, либо иной организацией, осуществляющей выпуск или распространение средства массовой информации, установленных законодательством о средствах массовой информации условий освещения контртеррористической операции. Такие действия влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц – от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.
При этом под контртеррористической операцией понимаются специальные мероприятия, направленные на пресечение террористической акции, обеспечение безопасности физических лиц, обезвреживание террористов, а также на минимизацию последствий этой акции. А зона проведения контртеррористической операции – это отдельные участки местности или акватории, транспортное средство, здание, строение, сооружение, помещение и прилегающие к ним территории или акватории, в пределах которых проводится контртеррористическая операция.
Объектом данных правонарушений является правовой режим в зоне проведения контртеррористической операции[159]. С объективной стороны эти правонарушения характеризуются деяниями, указанными в диспозициях ст. 20.27 КоАП РФ.
Субъектами данных правонарушений могут быть граждане, должностные лица и юридические лица. С субъективной стороны правонарушения характеризуются умышленной формой вины.
Протоколы о таких правонарушениях составляют должностные лица, осуществляющие контртеррористическую операцию. Дела данной категории рассматривают мировые судьи.