Административные правонарушения, связанные с осуществлением определенных видов деятельности без специального разрешения и несоблюдением порядка государственной регистрации.
В соответствии со ст. 49 Гражданского кодекса РФ виды деятельности, перечень которых установлен законом, могут осуществляться только на основании специального разрешения (лицензии). Лицензия является официальным документом, который разрешает заниматься указанным в нем видом деятельности в течение установленного срока, а также определяет обязательные требования (условия) его осуществления. К лицензируемым относятся те работы, производство которых может повлечь нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации[148].
В этой связи согласно ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения, лицензии, если такое разрешение, лицензия обязательны, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц – от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
В соответствии с ч. 2 этой статьи осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований или условий специального разрешения, лицензии, если такое разрешение, лицензия обязательны, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц – от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Исходя из ч.3 этой статьи, осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения, лицензии, если такое разрешение, лицензия обязательны, влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц – от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на юридических лиц – от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. При этом понятие грубого нарушения устанавливается Правительством РФ в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
По данной статье нельзя квалифицировать предпринимательскую деятельность без специального разрешения (лицензии), за что предусмотрена ответственность по ст. 14.1 КоАП РФ.
Объектом правонарушений, предусмотренных ст. 19.20 КоАП РФ, является установленный порядок управления в области регулирования отдельных видов деятельности. Объективная сторона выражается в совершении деяний, указанных в диспозициях статьи.
Субъектом этих правонарушения могут быть граждане, должностные и юридические лица, осуществляющие подлежащую лицензированию деятельность, не связанную с извлечением прибыли. С субъективной стороны рассматриваемые правонарушения могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности (например, по небрежности не был продлен срок, на который выдана лицензия).
Протоколы о данных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (милиции), федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий. Дела об этих административных правонарушениях, рассматривают судьи.
Как известно, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним является обязательной и представляет собой юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом РФ[149]. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество проводится в определенном порядке.
В этой связи согласно ст. 19.21 КоАП РФ несоблюдение собственником, арендатором или иным пользователем установленного порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество или сделок с ним влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц – от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Объект этого правонарушения ‑ установленный порядок управления в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Объективная сторона заключается в несоблюдении установленного порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество или сделок с ним.
Субъектом правонарушения могут быть граждане, должностные и юридические лица, являющиеся собственниками, арендаторами или иными пользователями недвижимого имущества, права на которое подлежат государственной регистрации. С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.
Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 19.21 КоАП РФ, составляются должностными лицами органов внутренних дел (милиции). Дела о данных правонарушениях рассматривают судьи.
В соответствии со ст. 19.22 КоАП РФ нарушение правил государственной регистрации транспортных средств всех видов, механизмов и установок в случае, если такая регистрация обязательна[150], влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере ста рублей; на должностных лиц – от ста до трехсот рублей; на юридических лиц – от одной тысячи до трех тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения является установленный порядок управления; дополнительным объектом — дорожное движение, безопасность работы механизмов и установок. Объективная сторона выражается в нарушении правил государственной регистрации транспортных средств, а также других механизмов и установок. При этом по ст. 19.22 КоАП РФ нельзя квалифицировать сам выпуск на линию транспортных средств, не зарегистрированных в установленном порядке, что является самостоятельным правонарушением, предусмотренным ст. 12.31 КоАП РФ.
Субъектами правонарушения, предусмотренного ст. 19.22 КоАП РФ, могут быть граждане, имеющие в собственности или владеющие на ином законном основании автомототранспортными средствами: тракторами, самоходными дорожно-строительными и иными машинами, другими механизмами и установками; должностные лица и юридические лица. С субъективной стороны это правонарушение может быть совершены как умышленно, так и в некоторых случаях по неосторожности.
Составлять протоколы о правонарушении, предусмотренном данной статьей, и рассматривать соответствующие дела могут должностные лица: органов внутренних дел – милиции (в части нарушения правил государственной регистрации автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя более 50 кубических сантиметров и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час и прицепов к ним); органов государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации ‑ органов гостехнадзора (в части нарушения правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним); органов государственного горного и промышленного надзора (в части нарушения правил государственной регистрации поднадзорных им механизмов и установок).