Административные правонарушения, связанные с несоблюдением правил продажи товаров и оказания услуг.

Согласно ст. 14.2 КоАП РФ незаконная продажа товаров или иных вещей, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц – от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой.

Объектом данного правонарушения являются отношения в сфере торговли. Объективная сторона характеризуется действием, указанным в диспозиции статьи.

Субъекты этого правонарушения – граждане, должностные и юридические лица. С субъективной стороны правонарушение характеризуется прямым умыслом.

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.2, вправе составлять должностные лица органов государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, а также органов внутренних дел (милиции).

Дела о данных правонарушениях рассматривают органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, а также судьи, если должностное лицо, к которому поступило дело, передаст его на рассмотрение судье. При этом дела, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, рассматриваются судьями районных судов, а остальные дела – мировыми судьями.

В соответствии с ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, комплектности или упаковке, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц – от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Исходя из ч. 2 этой статьи, продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг с нарушением санитарных правил или без сертификата соответствия или декларации о соответствии[126], удостоверяющих безопасность таких товаров, работ либо услуг для жизни и здоровья людей, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров или без таковой; на должностных лиц – от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией товаров или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией товаров или без таковой; на юридических лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией товаров или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией товаров или без таковой.

Объектом этих правонарушений являются права и интересы потребителей. Дополнительный объект – санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. Объективная сторона характеризуется деяниями, указанными в диспозициях статей.

Субъекты правонарушений ‑ граждане, должностные и юридические лица. С субъективной стороны правонарушение характеризуется умыслом.

Протоколы о таких правонарушениях вправе составлять должностные лица органов государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, а также органов внутренних дел (милиции).

Дела о данных правонарушениях рассматривают органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, а также судьи (по ч. 2), если должностное лицо, к которому поступило дело, передаст его на рассмотрение судье. При этом дела, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, рассматриваются судьями районных судов, а остальные дела – мировыми судьями.

Денежные расчеты с гражданами при осуществлении торговых операций или оказании услуг производятся всеми предприятиями (в том числе физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), их филиалами и другими обособленными подразделениями с обязательным применением контрольно-кассовых машин. Денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин допускаются лишь в организациях отдельных категорий согласно перечню, утверждаемому Правительством РФ.

В этой связи в соответствии со ст. 14.5 КоАП РФ продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц – от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Объектом этого правонарушения являются права и интересы потребителей и предпринимателей. Объективная сторона характеризуется деяниями, указанными в диспозиции статьи.

Субъекты правонарушений ‑ граждане, должностные лица и юридические лица. С субъективной стороны правонарушение характеризуется умыслом.

Протоколы о таких правонарушениях вправе составлять должностные лица органов государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, а также органов внутренних дел (милиции). Дела о данных правонарушениях рассматривают органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей.

Согласно ст. 14.7 КоАП РФ обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара, работы, услуги или иной обман потребителей в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги населению, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли, услуг, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц – от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Обмеривание – это отпуск товаров меньшего размера, чем должен их получить потребитель по договору купли-продажи. Под обвешиванием понимается отпуск товара меньшего веса, чем он должен быть в соответствии с оплатой покупки. Способы, время обмеривания, обвешивания могут быть различными: использование неправильных, нестандартных средств, приборов измерения, обмеривания и обвешивания при расфасовке, непосредственной продаже товаров и т. д.

Обсчетом принято называть получение виновным большей суммы, чем фактическая стоимость отпущенного товара, оказанной услуги, утаивание сдачи. Введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товаров, работы, услуги ‑ это продажа товара (оказание услуги, передача результатов работы), не соответствующего требованиям стандартов, технических условий, условиям договора. Введение в заблуждение может быть связано с заведомо искаженной информацией о потребительских свойствах, качестве товара, услуги; утаиванием от потребителя необходимых сведений о товаре, услуге и т.д.

Объектом правонарушения, предусмотренного ст. 14.7, являются права и интересы потребителя. Объективная сторона характеризуется деяниями, указанными в диспозиции статьи.

Субъекты правонарушений ‑ граждане, должностные и юридические лица. С субъективной стороны правонарушение характеризуется прямым умыслом.

Протоколы о таких правонарушениях вправе составлять должностные лица органов государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, а также органов внутренних дел (милиции). Дела о данных правонарушениях рассматривают органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей.