Административные правонарушения, связанные с несоблюдением законодательства о труде и об охране труда.

Мы уже говорили, что установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, относится к ведению Российской Федерации. В этой связи, поскольку правила и нормы, регулирующие трудовые отношения, установлены федеральными законами, в том числе ТК РФ[89], административные правонарушения в области трудовых отношений определены КоАП РФ.

В КоАП РФ имеются ряд статей (ст. ст. 5.27 – 5.34, 5.40, 5.44), посвященных правонарушениям, посягающим на трудовые права граждан[90]. Деяния, сформулированные в диспозициях этих статей, не являются лишь нарушениями соответствующих требований ТК РФ, а связаны и с нарушениями положений Декларации Международной организации труда (МОТ) от 18 июня 1998 г. «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда», Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (с последующими изменениями и дополнениями), Федерального закона от 4 февраля 1999 г. № 22-ФЗ «Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы (с последующими изменениями и дополнениями) и др.

Следует отметить, что ранее действовавший КоАП РСФСР также имел шесть аналогичных статей (ст. 41 – 415), однако в КоАП РФ отдельные правонарушения получили самостоятельное звучание или вообще установлены впервые. Например, теперь определена административная ответственность за уклонение от участия в примирительных процедурах и невыполнение обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры (ст. 5.32 и 5.33 КоАП РФ), за увольнение работника в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки (ст. 5.34 КоАП РФ), за сокрытие страхового случая на производстве при обязательном социальном страховании от несчастных случаев и профессиональных заболеваний (ст. 5.44 КоАП РФ) и др.

Рассмотрим составы административных правонарушений, совершаемых в сфере трудовых отношений, детально.

Ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране трудапредусмотрена ст. 5.27 КоАП РФ. Согласно ч. 1 этой статьи нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Если же лицо, нарушившее законодательство о труде и об охране труда, ранее было подвергнуто административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, оно дисквалифицируется на срок от одного года до трех лет (ч.2 ст. 5.27 КоАП РФ).

Данное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности. Субъектом этого правонарушения является должностное лицо (работодатель или лицо, его представляющее)[91].

Протоколы о правонарушениях, предусмотренных ст. 5.27 КоАП РФ, составляют должностные лица Федеральной инспекции труда[92] и подведомственных ей государственных инспекций труда. Конкретный перечень таких должностных лиц определен ст. 23.12 КоАП РФ и ст. 28.3 КоАП РФ, а также приказом Роструда[93].

Лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, являются те должностные лица, осуществляющие государственный надзор и контроль за соблюдением в организациях трудового законодательства, которые наделены правом рассматривать дела об административных правонарушениях и принимать решения о назначении административного наказания. В соответствии со ст. 23.12 КоАП РФ это:

· главный государственный инспектор труда РФ, его заместители; главный государственный правовой инспектор труда РФ; главный государственный инспектор РФ по охране труда; руководители структурных подразделений федеральной инспекции труда, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда), главные государственные инспекторы труда, государственные инспекторы труда;

· руководители государственных инспекций труда, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда); начальники отделов государственных инспекций труда, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда), главные государственные инспекторы труда, государственные инспекторы труда.

Согласно п.16 ч.2 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч.2 ст. 5.27 КоАП РФ, также составляют должностные лица Федеральной инспекции труда и подведомственных ей государственных инспекций труда.

Перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.27 КоАП РФ, в соответствии со штатным расписанием Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов определен вышеназванным приказом Роструда от 10 апреля 2006 г. № 60.

По административным правонарушениям, предусмотренным ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ (в части нарушений законодательства о труде и об охране труда, за совершение которых может быть назначено административное наказание в виде административного штрафа на должностных лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), а также ч.2 ст. 5.27 КоАП РФ, это:

· руководитель Роструда – главный государственный инспектор труда Российской Федерации, заместитель руководителя Роструда – заместитель главного государственного инспектора труда Российской Федерации;

· начальник Управления надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, его заместители;

· начальники отделов надзора и контроля Управления надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, их заместители;

· руководители государственных инспекций труда в субъектах РФ, их заместители;

· начальники отделов надзора и контроля государственных инспекций труда в субъектах РФ, их заместители;

· главные государственные инспекторы труда государственных инспекций труда в субъектах РФ;

· государственные инспекторы труда государственных инспекций труда в субъектах РФ.

По административным правонарушениям, предусмотренным ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ (в части нарушений законодательства о труде и об охране труда, за совершение которых может быть назначено административное наказание в виде административного штрафа на юридических лиц), это:

· руководитель Роструда – главный государственный инспектор труда Российской Федерации, заместитель руководителя Роструда – заместитель главного государственного инспектора труда Российской Федерации;

· начальник Управления надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, его заместители;

· начальники отделов надзора и контроля Управления надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, их заместители;

· руководители государственных инспекций труда в субъектах РФ, их заместители;

· начальники отделов надзора и контроля государственных инспекций труда в субъектах РФ, их заместители;

· главные государственные инспекторы труда государственных инспекций труда в субъектах РФ.

По административным правонарушениям, предусмотренным ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ (в части нарушений законодательства о труде и об охране труда, за совершение которых может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности), это:

· руководитель Роструда – главный государственный инспектор труда Российской Федерации, заместитель руководителя Роструда - заместитель главного государственного инспектора труда Российской Федерации;

· начальник Управления надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, его заместитель по вопросам охраны труда;

· начальники отделов надзора и контроля по вопросам охраны труда Управления надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, их заместители;

· руководители государственных инспекций труда в субъектах РФ, их заместители по вопросам охраны труда;

· начальники отделов надзора и контроля по вопросам охраны труда государственных инспекций труда в субъектах РФ, их заместители;

· главные государственные инспекторы труда (по охране труда) государственных инспекций труда в субъектах РФ;

· государственные инспекторы труда (по охране труда) государственных инспекций труда в субъектах РФ.

Дела о правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ, рассматривают мировые судьи.

Завершая анализ правонарушения, предусмотренного ст. 5.27 КоАП РФ, следует напомнить, что помимо административной ответственности Уголовным кодексом РФ установлена уголовная ответственность за такие преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина в сфере трудовых отношений, как, например: 1) нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека или смерть человека (ст. 143 УК РФ); 2) необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение женщины по мотивам ее беременности, а равно необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение с работы женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет, по этим мотивам (ст. 145 УК РФ); невыплата свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат, совершенная руководителем организации, работодателем – физическим лицом из корыстной или иной личной заинтересованности, в том числе повлекшая тяжкие последствия (ст. 1451 УК РФ).

Административные правонарушения, связанные с уклонением от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо за нарушение установленного срока их заключения.

Ответственность за уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо за нарушение установленного срока их заключения предусмотрена ст. 5.28 КоАП РФ. Согласно этой статье уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, об изменении или о дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.

В данной статье устанавливается ответственность, во-первых, за уклонение от участия в переговорах о заключении, об изменении или о дополнении коллективного договора, соглашения; во-вторых, за нарушение установленного законом срока проведения переговоров о заключении, об изменении или о дополнении коллективного договора; в-третьих, за необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки. Между тем в отличие от коллективного договора, который определен в ст. 40 ТК РФ как правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей, соглашение ‑ это правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, региональном, отраслевом либо межотраслевом и территориальном уровнях в пределах их компетенции (ст. 45 ТК РФ).

Поскольку ни работодатель, ни лицо, его представляющее, не являются непосредственно участниками коллективных переговоров о заключении соглашений, они не могут быть субъектами ответственности за отказ их заключить. Таким образом, объективная сторона данного проступка не охватывает посягательств на порядок заключения таких соглашений.

Уклонением от участия в переговорах о заключении, изменении или дополнении коллективного договора можно считать игнорирование обязанности вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения уведомления (ст. 36 ТК РФ). Сроки проведения коллективных переговоров, равно как и место и порядок их проведения, определяются представителями сторон — участников указанных переговоров (ч. 9 ст. 37 ТК РФ). Законом установлен лишь срок, по истечении которого стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях — 3 месяца со дня начала коллективных переговоров (ст. 40 ТК РФ).

Нарушение установленного законом срока проведения переговоров означает, что в течение 3 месяцев со дня их начала стороны не подписали коллективный договор на согласованных условиях. Однако это действие (бездействие) может расцениваться и как необоснованный отказ от заключения коллективного договора, предусмотренный ст. 5.30 КоАП РФ в качестве самостоятельного административного правонарушения, состав которого рассматривается ниже.

В ч. 7 ст. 35 ТК РФ указано, что в организации образуется комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения. Необеспечение работы этой комиссии в определенные сторонами сроки ‑ одно из правонарушений, предусмотренных ст. 5.28 КоАП.

Субъектом правонарушений по данной статье являются должностные лица (работодатель или лицо, его представляющее). Правонарушения совершаются умышленно.

Протоколы об этих правонарушениях составляют те должностные лица Федеральной инспекции труда и подведомственных ей государственных инспекций труда, которые осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением в организациях трудового законодательства и наделены правом рассматривать дела об административных правонарушениях, принимать решения о назначении административного наказания. В соответствии со ст. 23.12 и 28.3 КоАП РФ такими лицами могут быть:

· главный государственный инспектор труда РФ, его заместители; главный государственный правовой инспектор труда РФ; главный государственный инспектор РФ по охране труда; руководители структурных подразделений федеральной инспекции труда, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда), главные государственные инспекторы труда, государственные инспекторы труда;

· руководители государственных инспекций труда, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда); начальники отделов государственных инспекций труда, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда), главные государственные инспекторы труда, государственные инспекторы труда.

Перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.28 КоАП РФ, в соответствии со штатным расписанием Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов определен вышеназванным приказом Роструда от 10 апреля 2006 г. № 60. Это:

· руководитель Роструда – главный государственный инспектор труда Российской Федерации, заместитель руководителя Роструда – заместитель главного государственного инспектора труда Российской Федерации;

· начальник Управления надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, его заместитель по правовым вопросам;

· начальники отделов надзора и контроля по правовым вопросам Управления надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, их заместители;

· руководители государственных инспекций труда в субъектах РФ, их заместители по правовым вопросам;

· начальники отделов надзора и контроля по правовым вопросам государственных инспекций труда в субъектах РФ, их заместители;

· главные государственные инспекторы труда (по правовым вопросам) государственных инспекций труда в субъектах РФ;

· государственные инспекторы труда (по правовым вопросам) государственных инспекций труда в субъектах РФ.

Административные правонарушения, связанные с непредоставлением информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения.

Ответственность за непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения предусмотрена ст. 5.29 КоАП РФ. Согласно этой статье непредоставление работодателем или лицом, его представляющим, в срок, установленный законом, информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.

В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан предоставлять представителям работников полную и достоверную информацию, необходимую для заключения коллективного договора, соглашения и контроля за их выполнением. В ст. 53 ТК РФ определен круг вопросов, по которым представители работников имеют право получать информацию от работодателя. Согласно ч. 7 ст. 37 ТК РФ стороны должны предоставлять друг другу имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров, не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса. Непредоставление в этот срок информации составляет объективную сторону данного правонарушения.

В соответствии со ст. 51 ТК РФ при проведении контроля за выполнением коллективного договора, соглашения представители сторон обязаны предоставлять друг другу необходимую для этого информацию. Непредоставление такой информации также составляет объективную сторону этого правонарушения.

Данное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности. Субъектом этого правонарушения является должностное лицо (работодатель или лицо, его представляющее).

Протоколы о правонарушениях, предусмотренных ст. 5.29 КоАП РФ, составляют, а дела рассматривают те же должностные лица Федеральной инспекции труда и подведомственных ей государственных инспекций труда, которые составляют протоколы и рассматривают дела по ст. 5.28 КоАП РФ.