Модель государства Финдли-Уилсона .

Модель Финдли-Уилсона (1984 г.).

Данная модель формально ил­люстрирует неоклассическую теорию государства Д. Норта, представляя государство как дискриминирующего монополиста, сталкивающегося с рядом ограничений монопольной власти. Основное внимание в данной модели уделяется такому ограничению власти правителя, как издержки измерения налоговой базы и определения величины налогов.

Пусть частный сектор экономики производит композитный то­вар У, объемы выпуска которого зависят от количества вложенных в про­изводство труда L и капитала К. Соотношение факторов производства и выпуска продукции имеет вид: Y= f (К, L).

Величина выпуска в экономике может быть увеличена за счет ис­пользования третьего фактора производства - правопорядка p(услуги экономике, обеспечиваемые за счет системы прав собственности). Тогда агрегированная производственная функция может быть записана так: Y= f(К, L)p(G).

Правопорядок обеспечивается государственным сектором и про­изводится с помощью такого фактора производства, как труд государст­венных служащих G.

Количество труда и капитала в экономике фиксировано. Труд яв­ляется однородным фактором. Общее количество труда Н идет на про­изводство частных (композитный товар) и общественных (правопоря­док) благ: H = L + G

где L - количество людей, занятых в частном секторе; G - количество государственных служащих. И соответственно: Y = f (G);

Зависимость объема выпуска продукции от количества труда государственных служащих проявляется в том, что, с одной стороны, на величину этого труда сокращается предложение труда в частном секто­ре, а с другой - создаваемый этим трудом правопорядок увеличивает ре­зультативность труда в частном секторе.

В соответствии с принципом убывающей предельной производи­тельности факторов производства каждая последующая единица труда государственных служащих дает все меньший эффект, и после дости­жения оптимального значения дальнейшее увеличение данного вида труда уже уменьшает выпуск (по аналогии с кривой Лаффера).

Оптимальное значение данной величины, в соответствии с маржинальным принципом, будет иметь место в точке равенства предельных продуктов труда в частном и государственном секторах.

Труд, затраченный на производство порядка в государственном секторе, должен оплачиваться так же, как и труд в частном секторе. Это соответствует тому, что рынок труда неконкурентен. При этом за­работная плата выплачивается государственным служащим за счет на­логовых поступлений от граждан, с которых взимается пропорциональ­ный налог.

В данной модели рассматриваются два вида государства - кон­трактное и государство как максимизатор монопольной ренты ( t от по­лученного дохода).

1. Контрактное государство отличается двумя признаками - стремлением к максимизации объема выпуска и равенством доходов и расходов.

Максимизация объема выпуска достига­ется при выборе определенного значения G, соответствующего точке ра­венства предельных продуктов труда в частном и государственном сек­торах при допущении конкурентности рынка труда, т. е. равенства ста­вок заработной платы в обоих секторах.

Соответственно, зная функцио­нальную зависимость Y(G), можно найти G, взяв производную Y′С) и при­равняв ее к нулю. Далее необходимо найти ставку налога, обеспечиваю­щую равенство доходов и расходов при данном уровне занятости в госу­дарственном секторе G , т. е. должно выполняться следующее условие:

Т = G, или tY(G) = (1 –tC )VMРLG,

где t - ставка налога (tс - уровень налога, при котором обеспечива­ется равенство доходов и расходов правителя при макси­мальном объеме выпуска);

T -величина налоговых поступлений, определявшаяся как доля от произведенного дохода, если бы государство создавалось как контракт равного среди равных, для производства обще­ ственных благ;

VMРL - ценность предельного продукта труда.

Левая часть последнего уравнения представляет собой показатель доходов правителя, а правая часть - расходы. Ценность предельного продукта труда задает ставку заработной платы; умножая ее на количе­ство труда в государственном секторе, получаем величину государственных расходов, скорректированную на величину уплачиваемого государственными служащими налога.

К важнейшим экономическим последствиям функционирования такого вида государства относятся максимизация объема выпуска, т. е. и данном случае структурная граница производственных возможностей достигает их технической границы. Контрактное государ­ство можно рассматривать модель, близкую к совершенной конкурен­ции, с которой в процессе анализа можно сравнить деятель­ность государства.

2. Государство как максимизатор монопольной ренты неравномерного распределения потенциала насилия правомочно пред­положить, что правитель максимизирует чистый доход как разницу ме­жду собираемыми налогами и расходами на поддержание порядка. Та­ким образом, государство выступает как дискриминирующий монопо­лист, связанный с гражданами контрактом, обусловливающим предос­тавление им общественных благ в обмен на уплату налогов. Цена, кото­рую правитель устанавливает на подобные услуги, зависит от его моно­польной власти. В частности, возможности правителя по увеличению монопольной прибыли ограничивают три фактора:

1. Потенциальная угроза замещения со стороны конкурентных сил (внешних или внутренних), претендующих на место правителя. Ввиду того, что реальность угрозы со стороны различных групп подан­ных различна, правитель проводит политику ценовой дискриминации;

2. Возможность оппортунистического поведения государственных служащих (занимающихся производством общественных благ и сбором налогов);

3. Наличие издержек измерения, в частности измерения налого­вой базы.

Далее можно рассмотреть более реалистичную модель государст­ва, в которой оно, прибегая к монополии на использование насилия, пы­тается максимизировать величину своей монопольной ренты. При данной ставке налога ему необходимо найти такой уровень занятости в государственном секторе, при котором мак­симизировалась бы разница между его доходами и расходами, т. е. речь идет о прибыли и государства как общенародной фирмы.

Оптимальное для правителя значение занятости в государст­венном секторе Gt всегда будет меньше того значения данной перемен­ной, при котором максимизируется объем выпуска - Gс. Это связано с тем, что для правителя имеет смысл увеличивать G до точки равенства его предельного дохода в виде налоговых поступлений и предельных издержек в виде выплат заработной платы, тогда как при достижении Gс его предельный доход равен нулю, а предельные издержки положитель­ны. Это значит, что при максимизации правителем своей ренты будет иметь место недопроизводство правопорядка.

Данная модель позволяет также отразить такое ограничение го­сударства, как оппортунизм государственных служащих, проявляющий­ся в произволе чиновников.

Кроме того, бюрократия бывает заинтересована в разрастании го­сударственного сектора, что в конечном счете может привести к полно­му рассеиванию ренты правителя.

Чиновники могут способствовать увеличе­нию ставки налога, превышающей оп­тимальный уровень, при котором равенство доходов и расходов правителя не обеспе­чит максимизации объема выпуска. Возникнет перепроизводство право­порядка, при котором предельный продукт труда в государственном сек­торе будет меньше предельного продукта труда в частном секторе