Модель государства Финдли-Уилсона .
Модель Финдли-Уилсона (1984 г.).
Данная модель формально иллюстрирует неоклассическую теорию государства Д. Норта, представляя государство как дискриминирующего монополиста, сталкивающегося с рядом ограничений монопольной власти. Основное внимание в данной модели уделяется такому ограничению власти правителя, как издержки измерения налоговой базы и определения величины налогов.
Пусть частный сектор экономики производит композитный товар У, объемы выпуска которого зависят от количества вложенных в производство труда L и капитала К. Соотношение факторов производства и выпуска продукции имеет вид: Y= f (К, L).
Величина выпуска в экономике может быть увеличена за счет использования третьего фактора производства - правопорядка p(услуги экономике, обеспечиваемые за счет системы прав собственности). Тогда агрегированная производственная функция может быть записана так: Y= f(К, L)p(G).
Правопорядок обеспечивается государственным сектором и производится с помощью такого фактора производства, как труд государственных служащих G.
Количество труда и капитала в экономике фиксировано. Труд является однородным фактором. Общее количество труда Н идет на производство частных (композитный товар) и общественных (правопорядок) благ: H = L + G
где L - количество людей, занятых в частном секторе; G - количество государственных служащих. И соответственно: Y = f (G);
Зависимость объема выпуска продукции от количества труда государственных служащих проявляется в том, что, с одной стороны, на величину этого труда сокращается предложение труда в частном секторе, а с другой - создаваемый этим трудом правопорядок увеличивает результативность труда в частном секторе.
В соответствии с принципом убывающей предельной производительности факторов производства каждая последующая единица труда государственных служащих дает все меньший эффект, и после достижения оптимального значения дальнейшее увеличение данного вида труда уже уменьшает выпуск (по аналогии с кривой Лаффера).
Оптимальное значение данной величины, в соответствии с маржинальным принципом, будет иметь место в точке равенства предельных продуктов труда в частном и государственном секторах.
Труд, затраченный на производство порядка в государственном секторе, должен оплачиваться так же, как и труд в частном секторе. Это соответствует тому, что рынок труда неконкурентен. При этом заработная плата выплачивается государственным служащим за счет налоговых поступлений от граждан, с которых взимается пропорциональный налог.
В данной модели рассматриваются два вида государства - контрактное и государство как максимизатор монопольной ренты ( t от полученного дохода).
1. Контрактное государство отличается двумя признаками - стремлением к максимизации объема выпуска и равенством доходов и расходов.
Максимизация объема выпуска достигается при выборе определенного значения G, соответствующего точке равенства предельных продуктов труда в частном и государственном секторах при допущении конкурентности рынка труда, т. е. равенства ставок заработной платы в обоих секторах.
Соответственно, зная функциональную зависимость Y(G), можно найти G, взяв производную Y′С) и приравняв ее к нулю. Далее необходимо найти ставку налога, обеспечивающую равенство доходов и расходов при данном уровне занятости в государственном секторе G , т. е. должно выполняться следующее условие:
Т = G, или tY(G) = (1 –tC )VMРLG,
где t - ставка налога (tс - уровень налога, при котором обеспечивается равенство доходов и расходов правителя при максимальном объеме выпуска);
T -величина налоговых поступлений, определявшаяся как доля от произведенного дохода, если бы государство создавалось как контракт равного среди равных, для производства обще ственных благ;
VMРL - ценность предельного продукта труда.
Левая часть последнего уравнения представляет собой показатель доходов правителя, а правая часть - расходы. Ценность предельного продукта труда задает ставку заработной платы; умножая ее на количество труда в государственном секторе, получаем величину государственных расходов, скорректированную на величину уплачиваемого государственными служащими налога.
К важнейшим экономическим последствиям функционирования такого вида государства относятся максимизация объема выпуска, т. е. и данном случае структурная граница производственных возможностей достигает их технической границы. Контрактное государство можно рассматривать модель, близкую к совершенной конкуренции, с которой в процессе анализа можно сравнить деятельность государства.
2. Государство как максимизатор монопольной ренты неравномерного распределения потенциала насилия правомочно предположить, что правитель максимизирует чистый доход как разницу между собираемыми налогами и расходами на поддержание порядка. Таким образом, государство выступает как дискриминирующий монополист, связанный с гражданами контрактом, обусловливающим предоставление им общественных благ в обмен на уплату налогов. Цена, которую правитель устанавливает на подобные услуги, зависит от его монопольной власти. В частности, возможности правителя по увеличению монопольной прибыли ограничивают три фактора:
1. Потенциальная угроза замещения со стороны конкурентных сил (внешних или внутренних), претендующих на место правителя. Ввиду того, что реальность угрозы со стороны различных групп поданных различна, правитель проводит политику ценовой дискриминации;
2. Возможность оппортунистического поведения государственных служащих (занимающихся производством общественных благ и сбором налогов);
3. Наличие издержек измерения, в частности измерения налоговой базы.
Далее можно рассмотреть более реалистичную модель государства, в которой оно, прибегая к монополии на использование насилия, пытается максимизировать величину своей монопольной ренты. При данной ставке налога ему необходимо найти такой уровень занятости в государственном секторе, при котором максимизировалась бы разница между его доходами и расходами, т. е. речь идет о прибыли и государства как общенародной фирмы.
Оптимальное для правителя значение занятости в государственном секторе Gt всегда будет меньше того значения данной переменной, при котором максимизируется объем выпуска - Gс. Это связано с тем, что для правителя имеет смысл увеличивать G до точки равенства его предельного дохода в виде налоговых поступлений и предельных издержек в виде выплат заработной платы, тогда как при достижении Gс его предельный доход равен нулю, а предельные издержки положительны. Это значит, что при максимизации правителем своей ренты будет иметь место недопроизводство правопорядка.
Данная модель позволяет также отразить такое ограничение государства, как оппортунизм государственных служащих, проявляющийся в произволе чиновников.
Кроме того, бюрократия бывает заинтересована в разрастании государственного сектора, что в конечном счете может привести к полному рассеиванию ренты правителя.
Чиновники могут способствовать увеличению ставки налога, превышающей оптимальный уровень, при котором равенство доходов и расходов правителя не обеспечит максимизации объема выпуска. Возникнет перепроизводство правопорядка, при котором предельный продукт труда в государственном секторе будет меньше предельного продукта труда в частном секторе