Абсолютизм

После смутного времени состояние государства побудила Михаила произвести некоторые перемены в управлении, чтобы усилить централизацию. Старая династия покинула управление в состоянии крайнего раздробления. Необходимо было повысить авторитет династии, и, недопустить продолжения смуты.

Стране требовалась центра­лизация управленческой власти, чтобы преодолеть развал налоговой системы, упадок хозяйства, разгул преступности, снижение обороноспособности. Постепенно в руках царя сосредоточивалась полнота верховной, законода­тель­ной, исполнительной и судебной власти. Центральные государственные учреждения, называемые приказами, подчинялись непосредственно царю. При первых Романовых система приказов разрасталась по мере усложнения административных задач. Приказы делились на общегосударственные (Посольский, Поместный, Разрядный, Разбойный, Большой казны, Большого прихода и др.) и территориальные (Сибирский, Малороссийский и др.). С развитием при­казной системы возросла численность приказных людей. В 1640 г. их насчитывалось менее 900 человек, а к концу века — более 3 тысяч.

Важное место в административном устройстве занимала Бояр­ская дума, составлявшая круг ближайших советников и сотрудников царя. С 15 века Московские монархи управляли страной с помощью Боярской думы. В царствование Михаила роль боярства и боярской думы была так же значительна. Царские указы так же начинались со слов: «Великий государь указал и бояре приговорили».

В думу входили, в основном, представители аристократических фамилий. При царе Алексее в нее были введены наиболее компетентные выходцы из среднего дворянства. Технические функции в думе выполняли дьяки, секретари и докладчики. Дума, обладая законодательными полномочиями, обсуждала административные и судебные вопросы, составляла указы и законы. Члены думы для проведения конкретных мероприятий создавали специальные комиссии, а также назначались послами, начальниками приказов, воеводами. Произошло и ограничение полномочий Боярской думы. Ее функции стала выполнять так называемая «ближняя государева дума», составленная из доверенных лиц царя. Возник Приказ тайных дел, который подчинялся непосредственно царю, «чтоб бояре б и думные люди ... ни о чем не ведали».

Московское государство, находясь в состоянии непрерывной войны, остро нуждалось в регулярной армии. По мере стабилизации государст­венных финансов создаются военные части, носившие более регулярный характер, нежели дворянское ополчение. Это были драгунские, рейтарские и пехотные полки. На воинскую службу привлекались казачьи формирования.

Усиливая централизм в управлении, московские цари понимали опасность перекосов в сторону тотального администрирования. Они признавали наличие церковно-моральных традиций и правовых норм, ограничивающих самодержавие. Нельзя было не считаться и с возросшим гражданским сознанием подданных, которое отражалось в работе Земских соборов, представляющих все русские земли и города. Мнение Земских соборов для Михаила и Алексея Романовых было весомым. Земские соборы заседали почти непрерывно в течение первых 10 лет царствования Михаила, они активно помогали восстановлению Российского государства после Смуты. И в дальнейшем соборы созывались реже и решали главным образом вопросы внешнеполитического положения России. В 1653 году собор принял решение о принятии Украины под власть Москвы.

Для обсуждения более частных вопросов правительство неоднократно созывало совещания представителей отдельных сословий.

После Смуты в связи с централизацией управления сокращались полномочия местного самоуправления, во все земли страны из Москвы командировались воеводы, забиравшие в свои руки военную и гражданскую власть.

По мнению Ключевского, после смуты все области даже внутренние подвергались опасности нападения. Поэтому даже во внутренних уездах стали являться воеводы, областные управители с военной властью. Воеводство при Михаиле стало повсеместным учреждением. Воевода сосредотачивал в своих руках власть над всем уездом, и по всем делами. С введением воевод земское выборное управлении не исчезло, но только было стесненно и во многом подчинено воеводе, к которому перешли судебные дела, находившееся в ведомстве выборных земских судей. В кругу выборного земского управления теперь остались дела уголовно-полицейские, которые вел губной староста, финансовые т.е. казенные сборы, и дела местные, которые состояли в разделении податей между членами тяглого общества, сборах на мирские нужды, вообще в ведении мирского хозяйства.

При этом в некоторых центральных и большинстве северных волостей на уездном уровне сохранялось прежнее самоуправле­ние — во главе «все­уезд­ных миров» ставились выборные старосты. Сохранялось также крестьянское и казачье само­управ­ление; помещикам и чиновникам приходилось иметь дело с крестьянскими общинами, действовавшими на принципах круговой поруки и защищавшими своих членов.

Первые Романовы стремились внести элементы централизации и в социальную политику. Все сословия обязаны были служить государству, и отличались лишь характером возложенных на них повинностей. Население делилось на служилых и тяглых людей.

Существенным элементом самодержавной тенденции стало отношение к особе государя. Оно приобретает почти религиоз­ный характер. Каждое появление царя считалось событием, при выходах к народу его вели под руки бояре. В Соборном уложе­нии имелась целая глава, посвященная тому, «как его государское здоровье оберегати».

Таким образом, в России происходит постепенное формиро­вание самодержавия — национальной формы абсолютизма, при котором монархическая власть, не ограниченная каким-либо вы­борным представительным органом, опирается на развитой управленческий аппарат и регулируется законом. Законодательное оформление самодержавия связано с принятием Соборного Уло­жения 1649 г. Единство центральной и местной власти, суда, тер­ритории страны обеспечивалось нормой закона и дополнялось неразрывностью представлений о единстве церкви и государства. В Уложении предусматривались специальные меры по охране царствующих особ. Приход к дворцу «скопом и заговором» ка­рался смертной казнью, оскорбление монарха влекло за собой жестокие наказания.