Философские основы эмпиризма в науке Нового времени (Ф. Бэкон, Дж. Локк).

Величайший исследователь природы в Новое время был английский философ Фрэнсис Бэкон (1561-1626). В своих исследованиях он вступил на путь опыта и обратил внимание на исключительную значимость и необходимость наблюдений и опытов для обнаружения истины. Он считал, что философия должна носить прежде всего практический характер.

Бэкон провозгласил: “Знание – сила”. Могущественен тот, кто может, а может тот, кто знает. Путем идущим к знанию, является наблюдение, анализ, сравнение и эксперимент. Ученый должен, по Бэкону, идти в своих исследованиях от наблюдения единичных факторов к широким обобщениям, т.е. применять индуктивный метод познания. В своем трактате “Новый органон или истинные указания для истолкования природы” Бэкон развил новое понимание задач науки. Именно он “зажег” методологию экспериментального естествознания, которую он утверждал как залог будущего могущества человека. Но опыт может дать достоверное знание только тогда, когда сознание свободно от ложных “призраков”. Не ссылаться ни на какие авторитеты – таков был принцип науки Нового времени. Истинную связь вещей Бэкон видел в определении естественной причины.

Бэкон был верующим человеком. Согласно Бэкону, наука подобно воде, имеет свои источником или небесные сферы, или землю. Она состоит из двух видов знаний – один внушается Богом, а другой ведет свое начало от органов чувств. Наука таким образом делится на теологию (богословие) и философию. Он стоял на позиции двойственной истины: истина религиозная и “светская”. Вера в Бога достигается путем откровения, тогда как “светская” истина постигается опытом и разумом.

Основная идея: “Данность мира в ощущениях”. Сенсуализм (восприятие, чувство) считает чувственное познание - основной способ познания мира.

Дж. Локк (1632 – 1704), англ. философ – сенсуалист, он считает, что только чувственные данные обладают качеством непосредственной истинности, все знание должно быть выделено из чувственного восприятия. Сенсуализм составная часть эмпиризма, в понимании которого познание только на опыте, прежде всего – чувственном. Кроме того, опыт обязательно носит личный, индивидуальный характер.

Отвергая точку зрения о врожденных идеях, Локк полагал, что все наши знания мы черпаем из опыта, ощущений. Люди не рождаются с готовыми идеями. Голова новорожденного – чистая доска (tabula rasa), на которой жизнь рисует свои узоры – знание. Так Локк обосновывал сенсуализм в противоположность рационализму Декарта. Ощущения получаются в результате действия внешних вещей на наши органы чувств. В этом состоит внешний опыт. Отрицая врожденные идеи как внеопытное и доопытное знание, Локк признавал наличие в разуме определенных задатков, или предрасположенности, к той или иной деятельности.

Он развивал идеи о связи языка и мышления, выдвинув понятие семиотики как общей теории знаков и их роли в познании.