Научные школы Советского периода
Ведущей силой развития науки являются ее творцы и ученые. Но роль и значение их значительно возрастают, когда они создав ют свою научную школу. "Особенно сильны, оригинальны, прогрессивны и перспективны те школы, которые возникли в переломные стадии развития науки и культуры и благодаря широте исследовательской программы, базисной концепции и многогранности поставленных проблем имеют междисциплинарный характер".
Важнейшую роль в развитии географического знания играли и играют в нашу эпоху выдающиеся ученые, являющиеся своеобразными "вехами" в истории науки. В этом ряду имена Б. Варениуса, М.В. Ломоносова, В.Н. Татищева, А. Гумбольдта, К. Риттера, А. Геттнера, П.П. Семенова' Тян-Шанского, Ф. Рихтгофена, У. Дэвиса, П. Видаля де ла Блаша, В.В. Докучаева, Л.С. Берга, Н.Н. Баранского, А.А.Григорьева и многих других замечательных деятелей географии.
Их влияние неоднозначно, их труды и идеи далеко не всегда по справедливости оценивались современниками и часто "воспринимались" спустя многие десятилетия. Нередко бывает, что даже такие наиболее крупные, гениальные ученые не имеют непосредственных учеников, не оставляют после себя научной школы.
Поэтому столь важна и ответственна оценка вклада отдельных ученных и их групп в истории географических идей, в формировании устойчивых концепций, учений, теории науки. Как же формируются научные школы, каковы их характерные черты? Р. У. Рахимбеков отмечает, что проблема "научная школа" в географии находится в стадии разработки. Мало монографических исследований, а редкие поисковые работы носят остро дискуссионный характер. Ю. Г. Саушкин, рассматривая научные школы в отечественной географии, выделял следующие критерии их формирования:
- во-первых, это общественная практика, потребность в данном новом научном направлении, которое разрабатывает эта школа;
- во-вторых, роль основателей таких школ, которые "создаются крупными, очень смелыми, работоспособными и целеустремленными учеными, имеющими много учеников и последователей, вдохновляющими их на исследования, поиски, открытия, на применение результатов науки на практике";
- в-третьих, ход развития науки, ее история, ее перспективы, обусловливающие зарождение и развитие школ;
- в-четвертых, сила воли основной творческой группы, ее новаторство, преданность любимому делу, умение увлечь молодежь.
Крупнейшие научные школы развиваются, ветвятся, их "кроны" становятся все более могучими, и своими "ветвями" они соединяются друг с другом, часто пересекая национальные границы стран происхождения этих школ.
Вопрос о том, что такое "научная школа", далеко еще не решен, остаётся довольно спорным. К тому же следует различать:
а) собственно научные школы, созданные выдающимися учеными (такой, достаточно общепризнанной, является школа В. В. Докучаева),
б) университетские школы (например, географическая школа Д.Н. Анучина, сформировавшаяся в Московском университете, была в основном "учебной") и
в) национальные географические школы (примером здесь может служить французская |географическая школа конца ХIХ-начала ХХв.).
«Научная школа – творческое объединение единомышленников, т. е.идейно взаимосвязанных ученых разных поколений, работавших (или работающих) в одном перспективном направлении во главе с руководителем (иногда двумя руководителями), который, как правило, благоприятно сочетает черты талантливого ученого, богатого научными идеями,•большого энтузиаста и организатора науки, одного из признанных лидеров крупного научного направления.
Научные школы отличаются духовными традициями, своей проблематикой и исследовательской программой, стержневой концепцией, особым подходом и стилем исследования и соответствующим им методом, масштабом (местные, общенациональные, интернациональные), характером направления (комплексные, дисциплинарные и отраслевые), объемом (т.е. количеством учеников последователей и объемом их продукции) и качеством (т. е. уровнем достижений представителей школы)".
Формирование различных национальных географических школ – это результат различных путей становления географии как науки, "в которых каются не только общие тенденции развития географической мысли своеобразные особенности ее эволюции в отдельных странах, свидетельствующие о многообразии путей становления географической науки".
Разумеется, национальные географические школы формируются и развиваются не изолированно друг от друга, но постоянно взаимодействуют, причем есть яркие примеры ученых, которые работали в разных школах, связывая их и взаимообогащая. Таким ученым был наш замечательный соотечественник Лев Ильич Мечников, который активно и плодотворно работал не только в России, но и во Франции, Японии, других странах.
Однако каждая из этих школ имела (и имеет в настоящее время) спои специфические черты, внесла свой вклад в мировую географическую науку, и исследование этого вклада представляет важную задачу истории науки.
Широко распространено также определение научной школы как коллектива с лидером, разрабатывающего перспективное направление и признанного в научном сообществе. Следовательно, можно констатировать четыре признака научной школы: коллектив, наличие лидера, перспективного направления и признание.
По способу существования школы бывают формальные и неформальные. Первые возникают в официально оформленных учреждениях: институтах, кафедрах, лабораториях. А вторые - путем личных контактов, переписки, последования. Иначе они еще называются "невидимым колледжем", что обычно определяет смысл и форму возникновения и существования такой научной школы. Школу Э. Реклю можно назвать "невидимым колледжем", так как она возникла вне всяких (и даже вопреки) организационных официальных форм. А школа Д. Н. Анучина возникла на кафедре географии Московского университета и вокруг периодического издания "Землеведение".
Наряду со школами выделяются и "направления" в развитии знания, в том числе и географического, представляющие собой "сквозные потоки" идей, мыслей, гипотез, теорий, посвященные тем или иным важнейшим научным темам, проблемам, разделам науки. Так, в истории географии выделялись направления, истоки которых восходили к античной эпохе, - страноведческое, общеземлеведческое, экологическое (эколого-географическое) и др.
В качестве направления, в основе которого лежит междисциплинарный подход, а именно, конструктивный, или конструктивно-преобразовательный, можно выделить конструктивное направление в отечественной науке.
Таковы основные исходные положения, необходимые для целенаправленного изучения развития географического знания.