Романская архитектура Англии (юго-восточная школа).

В 410 г. Вторглись англо-сакские племена. Стр-во V – VI вв. в дереве. С VI в. н.э. началось приобщение к христианству. Победа Вильгельма Завоевателя: 14 октября 1066 г. – Начало романской арх-ры. Стр-во церквей и (!) соборов (ф-ия монастырской церкви и храма). В Англии строились соборы, церкви, храмы. В храме соединены и удвоены черты (тип) монастырской церкви и городского (приходского) собора. - Было 6 – 7 травей, теперь в Англии стало 14 травей. - Хор увеличивается с 2 до 4 травей. Построено 95 сооружений.

Школы:Юго-восточная. Западная.

Структура церковного здания: 1)базиликальный разрез 2)над средокрестием обязательно была мощная башня; 3) 2 башни по бокам со входа на западе.

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ ШКОЛА.

3 яруса членений в интерьере в базиликальном разрезе. В декоре используются пересекающиеся глухие аркатуры (соборы в Сент Олбансе, Или, Нориче, Питерборо). Нефы огромной длины, причем в пропорциях горизонтальных членений центрального нефа и хора высота главных аркад, трифориев и верхних ярусов окон была почти равной. Чаще всего в нефах комбинированные опоры сложного профиля. Перекрытия - дерево (Питерборо, Сент Олбанс).

Собор в Сент-Олбанс.

1077 – 1088 гг. Из кирпича. Кирпич добывали из римских построек. Деревянные стропильные перекрытия (норманнская логика), стропильные фермы - плоское перекрытие. Сохранилась древнейшая романская башня над средокрестием. Травея – ячейка между опорами.Длина: до 140 (155) м. Интерьер – окна, трифории, продольные аркады. Орнамент геометрический в арках. Окна стрельчатые на боковом фасаде. Бенедиктинский план (капеллы строго на восток). Высота трифориев равна половине высоты главной аркады. Прямоугольные опоры с незначительными усложнениями. Фундамент в глубину не достигает 15 см. По тонкому слою штукатурки проведены красные линии, имитировавшие рисунок кладки. В трифориях трансепта применены старые колонки-балюстры из предшествующей постройки.

Монастырская церковь Питерборо.

Грандиозная монастырская церковь (ныне собор). 1118 – 1200 гг. Закончено в том «нормандском» стиле, в к-м оно было задумано первоначально, за исключением готического фасада. Памятник принадлежит к числу лучших примеров юго-восточной школы романской арх-ры Англии.

Неф длиной в 11 травей – пролётов (удлиненный) уравновешен соответственно удлиненным хором (4 пролета). Хор: 4 травеи. Базиликальный разрез. Перекрытие сводчатое – свод стрельчатой формы, из дерева. Опоры — чередующиеся (сложного сечения и цилиндрические). В боковых нефах 4хместные нервюрные своды, но центральное пр-во имеет деревянное перекрытие в хоре, имитирующее звездчатый свод. Высота аркад, трифориев и яруса верхних окон — почти одинаковая, как обычно на юго-востоке страны.

В этом сооружении, последнем по времени английском памятнике романской эпохи, строившемся одновременно с уже готическим собором в Йорке, бенедиктинский консерватизм бросается в глаза.