Романские церкви центральной и южной Франции.
Наиболее экономически развиты:
1. ОВЕРНЬ.
Центральная Франция. Гористая местность, изолированная, местное христианское мифотворчесво. Суровый, резкий климат. Изолированная территория. Суеверие - прагматизм. В основном – 3хнефные базилики зального типа с кольцевым обходом хора и венцом капелл. Нефы почти равной высоты (- окон верхних нет). Средний неф перекрыт цилиндрическим сводом без подпружных арок. Боковые нефы – крестовыми сводами. Над боковыми нефами шли вместительные галереи, перекрывавшиеся полуцилиндрическим сводом (в разрезе четверть окружности). 2 ярус – эмпоры. Над средокрестием – купол на тромпах. Выше купола – Восьмигранная башня, увенчанная (перекрытая) шатром. На восточном фасаде венец капелл образовывал пирамидальную группу. Плечи трансепта приподняты на высоту центрального нефа. Материал: лавовые породы. Города: Клермон, Иссуар, Орсиваль, Бриу, Сенсатуры.
Церковь Сен-Поль в Иссуаре.
Начало XII в. Отставала техника строительства. 3 нефа, купол на тромпах над средокрестием, венец из 5 капелл. Крупнейшее романское сооружение Оверни, 1 из самых красивых. Интерьер был испорчен аляповатой раскраской в 19 веке, фасад тоже. Сейчас лучшее – восточный фасад из разноцветных лав.
Нотр-Дам в Орсивале.
1100 – 1168. Первоначальный вид – даже дверные петли. Величие обнажённых масс. Суровость. Простота. Обычная схема для Оверни, но вместо черепицы (покрытие 3х нефов – общая кровля) сланец. Шатёр, венец капелл. Та же схема, как и в предыдущей церкви.
Нотр-Дам-дю-Пор в Клермоне
12 в. В 18 в – разрушены башни. Композиция обычна для Оверни.. Спокойное, сумрачное величие интерьера. Восточный фасад гармоничен и чёток. Из разноцветных пород. Нет подпружных арок. Вся внутренняя структура выходит на фасад. Окна верхние - галереи. Ниши окон на фасаде соответствуют ячейкам нефа.
ЛАНГЕДОК
Главный город – Тулуза. 3х- или 5нефные базилики. Зальный храм. Боковые нефы почти одной высоты со средним – освещение среднего только через боковые. Распор свода среднего нефа на полусвод боковых нефов. – прототип будущих аркбутанов. Подпружные арки в перекрытии. Галереи над боковыми нефами. 2 яруса внутри, свет вторичный. Схема как в Оверни, но появляется метр, динамика подпружных арок.
Сен-Сернен в Тулузе.
1075 - 1096 г. Паломническая церковь. Появляется + боковой неф (5 нефов). 5нефная, развиты трансепт и хор. Влияние античности. Высокая башня. Из розоватого кирпича с добавлением белого камня. 8-мигранная башня над средокрестием 1250 г, шпиль 15 в. Роскошный декор, величественность масштабов. Стойкость античных традиций. Цилиндрический свод среднего нефа укреплен «триумф.» арками, двойные боковые нефы перекрыты крестовыми сводами, а галереи - полуцилиндрическими. Венец 5 капелл, еще 4 на трансепте. Кольцевой обход хора. Трифории. Вертикали свелись к функционально необходимой башне-фонарю и 2 объемам, фланкирующим западный фасад. То, что было создано в 11 веке почти не отличалось от зданий 13 века.
2. ПРОВАНС.
Римская провинция. Варваризация мало коснулась и этой земли, медленное угасание античных традиций, из-за чего в VIII – IX вв. – самостоятельная арх-рная конструктивная мысль развивалась слабо. XI – XII вв. – расцвет. Гавани использовались крестоносцами – символ расцвета. Строили: небольшие, невысокие однонефные сооружения (базилики). Зальный 1нефный тип храма с апсидой. Неф перекрыт цилиндрическим сводом – стрельчатые очертания, распор меньше. Кольцевой обход хора как исключение. Купола на тромпах. Жарко - окна маленькие и редкие, узкие (щель). Красивый материал - известняк и мрамор. Скульптурных изображений нет. Большое значение порталов и клуатров.
Церковь Сен Габриэль в Тарасконе.
Начало XII в. Фронтон, арка. Не выглядит грубо. Предельно проста. Интерьер: небольшой зал завершён низкой и олутёмной апсидой. Экстерьер: мастерская кладка гладких стен. Единственное украшение этой «целлы» - портал, фланкированный колоннами и увенчанный фронтоном, сложенным из кусков античных карнизов. Колонны разные, античного происхождения. Конструкции просты: цилиндрический свод стрельчатого очертания с подпружными арками на пилястрах с гладкими капителями. Снаружи массивные контрфорсы – единственное членение боковых фасадов.
АКВИТАНИЯ.
Юго-запад. Купольная церковь. 2 типа церквей: 1) зальные, с нефами одинаковой высоты, перекрытие поддерживалось колоннами; 2) однонефные, все ячейки перекрыты куполами (анжуйские купола)- центральнокупольные церкви. Пышная скульптурная трактовка западных фасадов, стрельчатое очертание куполов в сочетании с нервюрами легло в основу «анжуйского свода».-Пуату - 3 нефа, зальный тип, трансепт, кольцевой обход, венец капелл б.Перигор - купольные церкви: или зальные церкви, отдельные части нефа и трансепта к-х завершались куполами, или центральнокупольные здания. Старейший пример - собор в. Кагоре, без трансепта.
Собор в Ангулеме.
1105 – 1123 гг. Купола стрельчатой формы (анджуйские). Зальная. Трансепт тоже перекрывался куполами. Сразу на паруса опирался купол. Красивый. 3 подряд купола над нефом, над средокрестием купол-фонарик, по 1 небольшому куполу на плечах трансепта. 4 капеллы. Скульптурная обработка стен – смягчение суровой замкнутости внешнего облика.