Монастырские церкви Бургундии и Нормандии романского периода.

БУРГУНДИЯ:

- базиликальный разрез (базиликальная структура здания) !!стремление к базиликальному разрезу;

- главный неф перекрыт цилиндрическим сводом с подпружными арками

- боковые нефы перекрыты крестовыми сводами ()исключение- Везлэ, в средних нефах-крестовые своды

- план очертание латинского креста, чаще всего с резко выступающим трансептом

- отчетливо выраженное пространство хора

- В крупных церквах монастырского типа с XI в. кольцевой обход с венцом капелл, в меньших — бенедиктинский план

- в интерьере главного нефа трёхъярусное членение: 1)снизу (1й ярус) продольные аркады (= высоте боковых нефов); 2) трифории (за ними могло быть служебное помещение); 3)окна. Галерей нет.

- силуэт определяется числом и расположением башен, постоянного правила не было. Сдвоенные западные башни встречаются не всегда и чаще всего в сочетании с нартексом (в крупных монастырских церквах).

- капители близки к коринфским. Пилястры благодаря каннелюрам напоминают римские формы.

- перспективные порталы, маскировавшие толщину стены (в значительных сооружениях перемычки, столбы и тимпаны порталов, отличавшихся красивыми пропорциями, украшались фигурной скульптурой).

Самая творческая и прогрессивная школа:

- строительные традиции + материальные ресурсы, высокая культура, направления строит-ва соседних стран

- сильное влияние римского папы, - орден бенедиктинцев: ведущая роль в эк-кой, полит-кой и культурной жизни, передовые арх-рные традиции.

Центр ордена - монастырь в Клюни, храм в X — XI вв. перестраивался. Клюни-3 - большая 5нефная базилика с 2мя трансептами, обходом хора и венцом капелл, с увенчанием из 8ми башен, в 1125 г перекрыта цилиндрическим сводом в среднем нефе, крестовыми сводами в боковых нефах.

О роскоши бенедиктинских монастырей и базилик Бургундии дают представление храмы в Везлэ и Отэне. Внушителен и богат по арх-ре интерьер церкви Магдалины в Везлэ (XII в.)- ответвление школы. Подпружные арки (разноцветный камень) членят пр-во среднего нефа на звенья (травеи). Архивольты продольной аркады нефа: чередующиеся светлые и темные камни. Столбы профилированы, приближаются по формам к колонне. 9 травей церкви Везлэ перекрыты сравнительно плоскими крестовыми сводами, разделенными подпружными арками. Мотив арок - триумфально-величественный вид. Свод десятой (восточной) травеи—нервюрный. отсутствие яруса трифориев Замкнутое и узкое пр-ство романского храма стало более свободным и просторным. Другой пример клюнийского варианта бургундской школы — собор в Отене (1130 г.), в интерьере бургундская схема кроме кольцевого обхода.

Все каменные работы в сооружениях Бургундии с математической точностью. Эта особенность и высокое качество местного р-ра обеспечили сохранность большого числа церквей.

Церковь Сент Этьенн в Невере.1063 – 1097 гг. Трёхнефная, 6-типролётная, с кольцевым обходом хора и венцом капелл. Боковые нефы: крестовые своды, главный неф – цилиндрический свод. 3ъярусное членение.

 

НОРМАНДИЯ.

Школа близка к Бургундской.

- Базиликальный разрез (базиликальный тип церкви);

- 3хнефные, с трансептом и эмпорами

- боковые нефы перекрыты крестовыми сводами;

- были продольные аркады, за трифориями боковые галереи.

- В среднем нефе цилиндрический свод, в боковых — крестовый

- массивный цилиндрический свод не приняли – сначала привычные стропильные перекрытия в центральном нефе, затем каркасные каменные перекрытия в виде крестового нервюрного свода (логика природных кораблестроителей, отбрасывая лишнее привела к каркасному перекрытию).

- твёрдый известняк - опоры не такие мощные, формы более чёткие.

- форма опоры: ствол, обращенный к нефу, возносится под самую кровлю. В сочетании с этим деревянные перекрытия кажутся временными.

- Эстетика пропорций больше чем где-либо обусловлена конструктивно

- более простые и строгие памятники

- Характерна композиция западного фасада со стройными, высокими башнями

- проблема прямого освещения просторных и высоких нефов решалась иначе, чем в Бургундии, хотя именно бургундские приемы легли в основу композиционных схем

Сент Этьен и Сен Тринитэ в. Кане (2 пол. XI в.).

Союз новых властителей с церковью в XI в. - интенсивное строительство соборов, особенно монастырских церквей. Перестройки эпохи готики изменили многое в романской арх-ре Нормандии. Но и то, что дошло, характеризует оба направления этой конструктивно прогрессивной и влиятельной школы. Она хорошо представлена двумя монастырскими церквами, построенными в Кане: Сент Этьенн («мужское аббатство») и Тринитэ («женское аббатство»).

План в форме латинского креста. Западный фасад 2хбашенный, причем башни либо начинаются прямо с земли (Тринитэ), либо возносятся над массивным прямоугольным объемом нартекса (Сент Этьенн). Хор — бенедиктинский (эшелонированные апсиды в Тринитэ) или с кольцевым обходом (Сент Этьенн). Перекрытие основного пространства стропильное. Базилики с широким средним нефом и узкими боковыми.

Благодаря тектонической трактовке яруса окон, перед которыми расположены аркады, впервые равнозначны все 3 яруса горизонтальных членений. Другая особенность школы — галереи в торцах трансепта.

В церкви Тринитэ (ок 1062 — ок 1070) эффектна романская апсида с 6ью колоннами в промежутках между осями оконных проемов. В интерьере — узкий пояс трифориев. Ввсе, что над аркадами, как и верхние ярусы башен - результат перестройки при перекрытии нервюрными сводами (ок 1115 или 1140 гг.). Крестовые своды двух пролетов хора — изначальные.

Формы церкви Сент Этьенн в Кане (1063—1081 гг.), за исключением нервюрного свода (1105 или 1135 гг.) и позднейшего, готического хора (1202 г.), — романские. Приземистые аркады, просторные галереи, перекрытые полуцилиндрическими сводами и открывающиеся в неф арками, повторяющими главные, и перестроенный в связи со сводом верхний ряд окон с обычным проходом перед ними (частично в толще стены) - 3 пояса членений почти равной высоты.

Дальнейшее развитие школы происходило в Англии. С окончательным установлением дат сооружения нервюрных сводов собора в Дэрхеме (1093—1104 гг. для боковых нефов и хора и около 1130 г. для основного пространства) решен вопрос о времени и месте происхождения этой важнейшей конструкции, которая в значительной мере предопределила возникновение готической системы. Даже самые ранние датировки сводов в нефах церквей Сент Этьенн и Тринитэ в Кане (1105 и 1115 гг. против дат французских археологов—1135 и 1140 гг.) не снимают приоритета строителей Дэрхемского собора.

Принцип крепления сомкнутого свода гуртами применялся и раньше, причем гурты встречались и в Ломбардии, и на Востоке, но ни на юге Франции, ни в Ломбардии, ни в Армении не родилась готическая арх-ра. Заслугой нормандских строителей остается не почин рационального сочетания гуртов со стрельчатым очертанием бургундской арки, а творческое переосмысление заимствованных конструкций в свете собственных тектонических традиций, сложившихся в результате многовекового опыта каркасного строительства в дереве.