Становление крестовокупольной системы в византийской архитектуре.
Крестово-купольная система - достижение не только византийского искусства, но и всего мирового зодчества. Создана и усовершенствована в средневизантийский период.
Первые купольные храмы Византии - без барабанов. В крестовокупольных храмах для лучшего освещения подкупольного пространства стали возводить барабаны - дополнительная нагрузка. Пришлось уменьшить диаметр купола и развить боковые части.
? На 4 опоры (централъпый подкуполъный квадрат) опираются подпружные арки, к-е поддерживают паруса и купол. К подпружным аркам с 4 сторон примыкают цилиндрические своды, которые обеспечивают устойчивость опор, передавая распор наружным стенам. Угловые помещения перекрывали крестовыми или цилиндрическими сводами или малыми куполами.
Базилика в Каср-ибн-Вардане.
Купольная базилика. Своды цилиндрические одинаковые в направлении В-З (2 шт.) – заменили полукупола (аналогичная конструктивная роль). Сирия 6 в. Отправная точка в становлении крестово-купольной системы – купольных базилик. Апсида. Параллелепипед. Стены толстые, оконные проёмы малы. Кирпичные сводчатые перекрытия, применение крестовых сводов. Сложн.композ.интерьеров. Д купола 5 м. Неф короткий - преобладает центричность. Купол точно над центром среднего нефа
Церковь Марии в Эфесе.
6 в. 4 опоры, купол. !!!удлинённость по оси зап-вост - 2 цилиндрических свода (1/2 креста) (В-З от купола) одинаковой длины, но длиннее сводов предыдущей церкви. Арки между куполом и опорами. В направлении С-Ю узенькие своды (за счёт столбов арки или своды). Базилика. Распор погашается за счёт столбов.
Церковь Успения в Никее.
Укороченная базилика, почти центричная композиция. Признаки крестово-купольной системы: - центричность, - своды (арки) во всех 4х направлениях, но распор погашается всё ещё толщиной стен. Симметрия (во всех направлениях узкие сводики).
Церковь Софии в Салониках, 8 в. Переход от купольной базилики к крестовокупольному храму с промежуточными опорами. Пятинефная, крестово-купольная церковь. Подкупольные столбы расслоились на 4 столба каждый (появился дополнительный неф- подобие 5нефной церкви) !!!Именно образование новых нефовотличает купольную базилику от крестовокупольного здания. Пространство между ними перекрыто цилиндрическими сводами, но разной глубины – это нарушает центричность. Столбы архаичны, массивны, выглядят неуклюже. Так образовалось центральное ядро храма в виде креста с куполом. К нему примыкают с 4х сторон 2ярусные галереи, и соединяются с ним аркадами. Своды перед алтарём, входом. Есть крест, но не симметричный. Особенность – чередование опор. Арки опираются на чередующиеся столбы и 2 колонны.
Сформировалась ячейка, но несовершенная. Образовалась 2ярусная преграда между центральной частью храма и окружающими помещениями, разрушилась целостность.
Мечеть Аттик в Константинополе.
IX в. (середина). Пятинефная. Купол ? 9,5 м. «Т»-образное пространство внутри (угловые ячейки с запада обособлены, восточные отданы под алтарь – простое устройство алтарных помещений). Простая, 2хстолпчатый вариант. Концы креста ограничены стенами, в к-х есть небольшие проёмы ведущие в угловые помещения. Слабая центричность (но есть!). Купол в зависимости от алтаря. План не предполаг.церемон.культ.действий. – не совсем единый интерьер. Распор цилиндрических сводов погашен за счёт массы стен. Замкнутость в интерьере.
Мечеть Календар в Константинополе.
Вторая половина IX в. Пятинефная. Крестовокупольное. Сложное устройство алтарных помещений. D купола ? 8,5 м (небольшое сооружение). Больше центричность: концы креста одинаковой глубины – крест симметричен относительно купола. Более целостный интерьер.
Церкви монастыря Пантократора, 12 в. (южная и северная).
Крестово-купольные. Сложное устройство алтарей + позже средний купол над усыпальницей императора. Формы несовершенные. Поздние представители типа крестовокупольных зданий средневизантийской арх-ры. Столбы заменили круглыми колоннами. Апсиды раскрылись к центру храма - просторная и об ъединённая композиция.
Новое: кладка со скрытыми рядами кирпича. Внутреннее пр-во более едино, более текучее, средние части сообщаются друг с другом.
Мечеть Эски-Имарет в Константинополе.
XII в. Квадратная центричная. Тенденции: сохранить поменьше материи, увеличить проёмы, усилить пространственность интерьера. Аркада хор: 1й дошедший приём развитой системы миниатюрных форм в арх-ре Константинополя.
В поздневизантийской арх-ре также широко применялся крестовокупольный тип храма, но практически не развивался, а лишь насыщался декоративными элементами.