Конструкции и тектоника собора св. Софии (принцип дематериализации архитектурных форм).

Грандиозность, роскошь убранства, дематериализация форм. Фасады отражали сущность объемной композиции. Их простые, крупные членения соответствовали сочетанию внутренних объемов, отличались простотой и спокойным величием.

Конструктивная трудность: деревянное перекрытие не подходит для интерьера d более 30 м (33), плюс опасность пожара. Купол надо делать каменным и по идейно-художественным соображениям - небесный свод, увенчивающий землю (центр интерьера). Здание должно быть однородным - каменным.

План Софии: в основе базилика Максенция. Расчленен 4 промежуточными столбами на 9 частей - центральный неф стал 3хчастным. Конструктивная система - каркасная. Тонкие стены - легкое заполнение м-у столбами, прорезаны в каждом звене 2мя группами окон (друг над другом по 3 окна каждая).

Полукупола в конструктивном плане: огромный купол - сильный распор. Погашается: 1) в южном и сев-м направлениях мощными столбами, по 2 с каждой стороны + подкупольные столбы = несут арки и своды, перекрывающие боковые нефы. Система усилена после падения 1го купола (VI в., землетрясение): Своды боковых нефов (2 яруса). 2) в вост-м и зап-м напр-х - полукупола. Значение: полукупола выполняют конструктивную роль, не нарушая целостности интерьера главной части,.

Слабо изучены стройматериалы, конструктивные приемы. 1) Стены: кирпич на цементном р-ре (слои равны по толщине кирпичным плиткам). В ответственных местах прокладки из ряда тесаного камня. 2) 4 подкупольных столба: отесанные блоки крепкого известняка. В их нижних частях между блоками тонкие швы р-ра. В ответственных местах прокладки из свинца. 3) Подкупольные арки: кирпичи крупного размера: плоские плитки квадратной формы, сторона ок 70 см. 4) Купол: кирпич на толстых слоях цемяночного р-ра. Применение в ответственных местах кирпича больших размеров - влияние античного Рима. Несовершенство конструктивного решения: Купол, часть арок и сводов падали и восстанавливались. Арх-ры Софии не владели современными методами расчетов конструкций, с т.зр. к-х есть слабые места. Но все же здание стоит и сохранило в основных чертах свой облик. Повреждено гл. образом при землетрясениях большой силы. Изменения, предлагаемые для улучшения конструктивной стороны, равносильны искажению в своем роде совершенной арх-ры Софии.

Приёмы дематериализации:

- парящий купол. Массивность пилонов и контрфорсов замаскирована аркадами. Впечатление легкости конструкций усилено светящимся кольцом окон у основания купола. Купол как бы парит над громадным центральным объемом храма.

- декоративная красочность убранства. Впечатление легкости сооружения усилено декоративной красочностью внутреннего убранства, к-я зрительно облегчает несущие конструкции. Декоративная обработка сводов и полукуполов: мозаики с золотым фоном + мраморная облицовка стен = зрительное облегчение арх-рных элементов.

- скрыты опорные пилоны в зале, а со сторон галерей небольшие выступы: казалось, что между ними пустое пр-во вместо мощной стены пилона. Стены, отделяющие средний неф от окружающих помещений - тонкие перегородки, прорезаны сплошными аркадами, ажурные. 6 колонн меньшего размера поставлены на хорах с каждой стороны над 4мя более крупными колоннами нижнего яруса: оси колонн в ярусах не совпадают. Если бы совпали, каждая 2хъярусная колоннада была бы тектонической системой, к-я соперничала бы с каркасом купола на арках. Несовпадение осей - более оживленная арх-рная композиция. Несоответствие высоты и количества колонн в ярусах - впечатление стенной плоскости. Несмотря на ажурность, стены цельные. Колонны выглядят как остатки непрерывной стены.

- Столбы противоречат воздушности, пространственности форм (хар-рная черта Софии, выражающая сущность идеологии) - их замаскировали: ко всем столбам со стороны боковых нефов приставлено по 2 х столбика, на к-е опираются арки. Поверх-сть больших столбов между каждыми 2 столбиками не видна при движении по нефу, отодвинута вглубь. Лицевые поверхности столбиков на 1 уровне с боковыми плоскостями массивных столбов, к-е они маскируют. Мраморная облицовка стирает границы. - При входе в боковой неф из нартекса и движении наружные стены невидимы (прикрыты поперечными стенками, по 2 на местах каждой пары столбов). Колонны, несущие крестовые своды, образуют поперечные деления нефа (зап-я и вост-я наружные стены нефа, тонкие и прорезаны проемами: условно замыкают перспективу (опущенный занавес), в интерьере ощущается связь с наружным пр-вом).

Подкупольные столбы: их не видно (замаскированы). Видны вертикальные линии, образованные уступами боковых колоннад. Полукупола без подпружных арок. От стен остались простенки (прорезаны малыми экседрами). Стенки, к-ми закрыты арочные проемы с севера и юга и колоннады под ними в 1 плоскости. Поэтому уступы в местах примыкания колоннад и больших экседр продолжены выше линиями - лишь очертания арок. Аналогично - очертания малых полукуполов из вертикальных линий пересечения больших и малых экседр. Иллюзия столбов (отрезки криволинейных в плане стен больших экседр). Художественный облик интерьера отвлечен от конструктивной системы здания и наложен в пространстве на эту систему. Он отражает реальные арх-рные формы в схематизированном виде. В центральном нефе каркас в линейной схеме. Это композиционная основа среднего нефа. Обводя его глазами, охватываешь пр-во интерьера. Но стены внутри среднего нефа – не просто заполнение линейного каркаса. Каркас - лишь граница стен. Внутренние стены среднего нефа ограничивают пр-во интерьера и придают ему форму.

Впервые в таком масштабе и с таким совершенством осуществлён основной конструктивный принцип византийской арх-ры — обеспечение устойчивости здания путем уравновешивания усилий в сводах. Решение этой задачи позволило перекрыть легким куполом на сферических парусах огромный пролет.

Несущая конструкция купола состоит из радиальных арок-ребер, внизу опирающихся на круговое кольцо, вверху пересекающихся в центре. Тонкую оболочку купола между ребрами прорезают внизу 40 световых проемов. Основания арок-ребер между окнами укреплены небольшими контрфорсами, образовавшими снаружи подобие низкого барабана. Первоначальная стрела подъема купола была малой; он падал и восстановлен с более высокой стрелой. В настоящее время храм сильно перестроен.