Новаторская композиция собора св. Софии в Константинополе. 532-537гг.

Собор Софии - принципиально новое сооружение в архитектуре. Арх-ры Анфимий, Исидор. Новаторство было выражено в функции, конструкции и образном решении.

Собор Софии из тех произведений арх-ры, к-е глубоко связаны с прошлым, в к-х учтены все основные достижения арх-ры предшествующих эпох, но в к-х доминирует новое. Новое назначение, конструктивные приемы и арх-рно-худ-ные особенности преобладают в Софии, выступая на 1й план, заслоняя собой традиционное.

Собор был главным общественным зданием в Константинополе - главный патриарший храм, главное здание ансамбля. Нельзя точно представить первонач-е арх-ное окружение. Она не стояла изолированно, была окружена зданиями и дворами. Ее нельзя было обойти кругом.

 

В основе нового типологического решения - требования быта, к-е отражены в организации плана. Здесь встречались все слои, происходили сложные церемонии церковно-светского хар-ра (укрепление власти). Необходимо было большое пространство, место для действия, алтарь, место для переодеваний и приготовлений. Необходимо было сооружение с большим свободным центральным пространством для церемоний и просторными окружающими его помещениями для огромного числа зрителей. В центре должна была находиться кафедра-амвон — место средоточия церемоний. Центральная часть здания должна иметь придаток в виде алтаря, изображавшего небесное царство. Эта программа легла в основу проектирования Софии. Отдельные элементы были раньше. Но в целом она приняла окончательную форму только при проектировании нового грандиозного главного церковного здания Византии.

Исп. Выдающиеся постройки: Пантеон - купол, базилика Максенция — деление на 3 нефа, купол на парусах.

Похожие функц-е требования возникли еще в предшествующий период

? тип купольной базилики, к-й был выбран для Софии. Но размеры Софии, многолюдность и своеобразие культовых действий —это заставило арх-ров заново продумать арх-рный тип купольной базилики и по-новому его организовать с учетом римского архитектурного опыта.

Анфимий и Исидор положили в основу малоазийский тип купольной базилики: центральная часть перекрыта куполом ? начало центричности, базилика укоротилась, подтянувшись к куполу. Такая купольная базилика содержала основные помещения, необходимые для византийского культа VI в.: главное центральное помещение, к к-му примыкают алтарная часть, двухъярусные галереи для зрителей и нартекс.

Отличие купольных базилик от древнехристианских базилик Рима: прибавление купола. В древнехристианской базилике все направлено к алтарю (единственный центр интерьера). В купольной базилике возникает 2й центр под куполом: глубокое изменение концепции церковного здания, обусловленное изменением системы культа и религиозной идеологии (внимание присутствовавших не всецело поглощено алтарем). -основная предпосылка появления купола над серединой главного нефа.

Наиболее выдающиеся арх-рное достижение в Софии - прием, при помощи к-го связали воедино базилику Максенция и купол Пантеона. -наиболее смелая и удачная идея в арх-ре прошлого. Это гениальное решение охватило функц-ную, конструктивную и худ-ную стороны арх-ры. Привело к удивительно полноценному комплексному арх-рному образу.

Изобрели систему полукуполов, связывающую купол с базиликальной основой. В систему входят 2 больших полукупола и 5 малых (должно быть 6 малых, но 1 заменен цилиндрическим сводом над главным входом в центральную часть интерьера из нартекса). Это отступление от системы выделяло главный входной портал и 2 меньших портала по его сторонам. Через эти порталы из нартекса входили процессии, через главный портал проходили император и патриарх. Полукупола связали базилику и купол - создана купольная базилика - совершенно новый тип.

Композиционный прием фиксирует расположение купола в самом центре здания. Ранее в купольных базиликах оно колебалось в связи с удлинением или укорач. цилиндрических сводов, находящихся к западу и к востоку от купола. Обычно алтарь притягивал к себе купол.

 

В Софии полукупола создают к востоку и к западу от купола формы, имеющие одинаковую глубину - купол не может быть сдвинут со своего места и уверенно отмечает центр интерьера. Конха апсиды включена в систему полукуполов (алтарная часть закономерно привязана к куполу и главной части интерьера). Создана арх-рная система, узаконившая оба центра — купол и апсиду (амвон и алтарь). Система полукуполов связала направленность к алтарю (базилика) и центричность (купол). В Софии базилика и купол органически связаны друг с другом. Это настоящая купольная базилика, увенчание всего развития архитектурного типа.

Полукупола образуют фигуру, близкую к овалу, создавая связующее звено между базиликой и центрическим зданием. Образованы 3 вписанных друг в друга фигуры, переходящие 1 в другую: прямоугольник основного очертания плана, овал полукуполов и окружность купола. Овал - переход от прямоугольника к окружности.

!Новый метод перехода в Софии от квадрата плана к окружности купола — применение парусов, к-е родственны по своим очертаниям полукуполам, что делает понятным применение полукуполов и парусов в большом масштабе в одном здании. Паруса - плавность перехода от прямоугольной нижней части центрального нефа к окружности купола, к-я соответствует ритму экседр. Уже давно было указано несколько более ранних случаев применения парусов, чем в Софии. Но эти примеры относятся к постройкам очень небольших размеров и крайне незначительным в архитектурном отношении. Примеры более раннего, чем в Софии, применения парусов говорят о том, что Анфимий и Исидор имели предшественников. Но за ними остается заслуга первого применения парусов в грандиозном масштабе и глубокое осмысление этого конструктивного и художественного приема. В Софии паруса настолько связаны с общей композицией здания, что на их месте невозможно представить себе какое-либо другое решение.