Церковь Сергия и Вакха в Константинополе.

Центрич храм Сергия и Вакха в Константинополе. (Ок.527-536 гг.) (При Юстиниане I). Предположение: арх-ры Анфимий и Исидор (София): сходство храмов. ? можно проследить творческий путь. Один из этапов на пути создания купольной базилики. Первая крупнейшая вполне сложившаяся византийская стройка Константинополя. Хорошо сохранилась. Несколько перестроена. Центрическая композиция до этого применялась в Сирии (Ц. в Эсре 515г. – суммированы достижения в создании центрических построек, план – 8угольник в квадрате, переход м/у ними-угловые ниши, купол несут 8 столбов, членящих внутреннее пространство на центр и обход) и Малой Азии.

План: не совсем правильный квадрат. С Зап-й стороны пристр. нартекс и атриум (турки заменили колонным портиком). С вост-й –1 апсида. С юга и севера примыкали церковь и дворцовые помещения. Система почти как в Эсре: В квадрат вписан 8иугольник (смещён относительно сторон квадрата) – отмечен пилонами и расположенными м/у ними колоннами, поддерживающими галереи. НО: в частях напротив углов квадрата пилоны (столбы) объединены апсидами (сквозными экседрами, полуциркульными в плане) или прямоугольными экседрами. Экседры отделены от внутреннего обхода 3ными аркадами на 2х промежуточных колоннах. В зависимости от формы экседры колоннады в плане прямые или дугообразные. Благодаря полуциркульным экседрам центральный 8игранник, органичнее связан с квадратом. Средние стороны 8иугольника – прямые отрезки стен ? форма, схожая с базиликой.

До VI в. в центрических церквях (Эсре и др) внутренний обход широкий ? он самостоятельная часть интерьера. Система такого здания имеет точки соприкосновения с базиликой (базиликальный разрез). Сергия и Вакха – план нерегулярного хар-ра, вост и зап части внутр-го обхода шире, север. и юж.- уже. ? у пр-ва внутреннего обхода подчинённая роль. Культовые обряды неизвестны, но пр-во под куполом было главным местом присутствия. Придворная церковь ? в центральной части во время службы были император с семьёй и придворные.

Распор купола воспринимают пилоны (они поверху связаны м/у собой и с наружными стенами арками). Полукруглые угловые апсиды увеличивают жёсткость и устойчивость конструктивной системы. Купол из 16 секторов (из них 8 расположены над пилонами и имеют вогнутую поверхность двойной кривизны, в ост-х 8 – окна, освещающие центр здания). Контраст м/у свободным высоким подкупольным пространством, к-е освещается верхним светом, и тесным 2хъярусным обходом – значителен. НО: зодчий добился соразмерности масштаба этого пр-ва с остальными частями здания, с помощью: - расстановки мелких колонн между массивными пилонами, - введения в арх-ру инт-ра мелких членений в декоративных деталях, архитравах, лежащих на кубовидных капителях внутренних колонн.

Северная стена: многочисленные (в т.ч. визант-е) переделки. Древнейшая форма: ряд проёмов, соединявших интерьеры с дворцом (в ранневиз-е время была не изолир-й, в комплексе зданий – только апсида выходила во двор).

Ранневизантийские части: из кирпича с немногочисленными каменными прокладками (хорошо видно на наружных поверхностях С и В стены)

Композиция. Купол внутри доминирует. Экседры – небольшие. Подкупольное пр-во отчётливо на фоне обхода (изначально ещё отчётливее – золотая мозаика покрывла его внутр-ю пов-сть). Ажурность колоннад ? из центра хорошо видно галерею. Ряд композ-х приёмов (мраморная облицовка до основания сводов, прорезной каменный карниз на уровне капителей колонн нижнего яруса, связывающий части здания) – облегчали массу столбов. Стремление к лёгкой ажурности форм ? применение прорезного орнамента.

Истоки. Мощные подкупольные столбы – более ранние здания в Сирии и Малой Азии. Система купола на квадратном основании – древневосточное народное жилище. Детали интерьера – следы античной традиции: сильная выпуклость объёмов карниза, скульптурность нижних капителей.