Анализ формы и содержания психики с учетом психологической установки Узнадзе и бессознательного психического Фрейда

 

На основе анализа книги А.Е.Шерозия (Психика. Сознание. Бессознательное. Издательство «Мэцниереба», Тбилиси, 1979) принцип психологической установки можно определить следующим образом.

Существует фундаментальное единство психики человека в виде единства между сознанием и бессознательным. Это - изначальная целостность психики человека или единая установка на определенную форму деятельности психики.

Фактически речь идет о форме психики человека. Речь идет о том, что форма психики человека дается ему изначально, то есть по наследству и эта форма психики связывает между собой сознание и бессознательное. Кроме того, эта форма психики является индивидуальным для данного человека.

Такая интерпретация психологической установки позволяет найти место психологической установки в модели психики человека и исключить противоречия между психологическими школами.

Таким образом психологическая установка Д.Узнадзе есть форма психики человека, данная изначально (или ее определенная часть).

Согласно нашей модели форма психики человека (голографическая полевая структура между двумя полушариями головного мозга) действительно дается человеку изначально. Форма психики человека определяется родовой памятью, укладом жизни предков, национальностью, религией, языком, традициями и передается по наследству. Это то, что достается человеку от предков. Содержание психики является общечеловеческим и соответствует абсолютным моральным принципам. Содержание психики человека (общечеловеческие ценности) обычно не зависит от формы психики (уклада жизни), кроме крайних случаев, когда форма психики уродливая и не вмещает в себе никакого содержания (например форма психики людоедов, маньяков). Форма психики человека является достаточно устойчивой, так как формируется в течение веков. Образно выражая, форма психики соответствует его корням, а содержание - свету. Для того, чтобы дать плоды дереву нужны корни и свет. Точно также, для продолжения рода человеческого, человеку нужны национальная форма психики и общечеловеческое содержание психики в виде общечеловеческих непреходящих ценностей – абсолютных моральных принципов.

Свою форму психики человек вряд ли может осознать и анализировать и если даже может, то вряд ли это нужно. Форма психики – это индивидуальное средство, позволяющее человеку осознать свое неосознанное психическое (интуицию, сверхсознание, подсознание), получать новую информацию из окружающего мира или вытеснять из сознания в подсознание ненужную, невыносимую информацию. Форма психики есть пространственная полевая форма (голограмма) через которую осуществляется стабильная связь между осознанными и неосознанными психическими процессами. Анализировать человеку форму психики (форму тела) обычно не следует. Это равносильно безумию. Это равносильно тому, что человек все время занят анализом формы своего носа или формы капилляров своего мозга и постоянно переживает это в своих непосредственных ощущениях. С научной точки зрения представляет интерес не сама форма психики человека, а стабильность этой формы, которая определяется согласованностью (когерентностью) колебательных процессов в полушариях мозга (стабильностью связи между полушариями, стабильностью психики).

Фрейд открыл бессознательное психическое в основном виде подсознания (сверхсознание в его учении явно не представлено). Психологическая установка Узнадзе есть форма

связи между сознанием, сверхсознанием и подсознанием. Таким образом нет противоречия между учениями Фрейда и Узнадзе. Исследования и находки этих ученых, а также Юнга, Симонова и др. представляют собой части целого - частные случаи одной общей закономерности. Когда найдено целое, противоречия исчезают. Приведение в единую систему психологических знаний позволяет создать целостную теорию психики человека и его взаимодействия с окружающим миром.

Сама психологическая установка (форма психики) не имеет решающего значения для функционирования человека. Имеет значение функционирование этой формы. Важным является: позволяет ли данная форма психики (это средство) реализовать нормальную функциональную связь между сознанием и бессознательным, осознать неосознанно воспринятые образы реального мира и выработать адекватное поведение. Аналогично можно рассуждать о форме носа или глаз: важным является не форма, а возможность осуществления ими функционального назначения – дыхания, зрения.

Необходимо отметить, что аналогия с анатомией или физиологией здесь носит только ориентировочный характер. Форма психики является полевой структурой, а не вещественной. Поэтому она подвержена изменениям в большей степени. Можно ли изменить национальную форму психики? Наверное можно! Если ребенка из людоедского племени Мумба-Юмба воспитать в цивилизованном обществе, то вполне возможно, что он не станет людоедом, но вряд ли у него изменится форма носа. Психика сложнее, чем анатомия или физиология, но объективное исследование психики вполне возможно современными средствами регистрации полей.

Бессознательное психическое существует потому, что человек не совершенен (недостаточно энергии), требуется психологическая защита - цензура. По мере развития и приближения к закономерному началу природы (Творцу, прародителю, созидателю) человек все меньше будет нуждаться в неосознанном психическом (в основном подсознании), но полностью отказаться не сможет – это не дано земному человеку - какая-то защита от информации (истины) все- таки потребуется.

Форма психики человека определяется не только внутренней пространственной структурой (между двумя полушариями), а также внешними – между правым полушарием и закономерным началом природы (окружающим миром, другими людьми). Внешняя форма психики влияет, в первую очередь, на связь с закономерным началом природы (общим генератором, источником гармонизации, общим духом). То есть внешняя форма психики является нормальной тогда, если вмещает в себе абсолютные моральные принципы, позволяющие гармонически сочетаться с окружающим миром. Этим можно объяснить квалификацию Установки как «промежуточное переменное» между психикой и «транспсихикой» – общим духом.

Установка содержит не только индивидуальные свойства психики личности, но родовые и общечеловеческие аспекты психики данного человека и способствует содержанию психики.

Установку рассматривают так же, как готовность к определенной деятельности и это не противоречит рассмотрению установки как формы психики (ее части). Действительно форма психики (уклад жизни) диктует готовность к определенной деятельности. Например, особенности формы психики сибиряков выражают их готовность к гостеприимству. Шерозия пишет, что установка может быть рассмотрена как особая форма модификации психики человека. К этому можно добавить, что Установка скорее всего не только модификация, но и сама изначальная форма. Это означает, что форма психики может быть определена наследственными факторами, что может способствовать или мешать содержанию психики и гармоническому сочетанию с окружающим миром.

Со временем форма психики в результате внешних условий или внутренних причин может быть модифицирована и установки могут измениться.

В этой книге не ставится целью всеобъемлющий анализ психологических школ или заслуг отдельных ученых.

Здесь всего лишь демонстрируется, что данная модель психики не противоречит научным положениям в психологии и древним знаниям, хотя сама эта модель психики была разработана независимо, на совершенно иной базе (объективных данных о состоянии полушарий головного мозга).