Цирк в годы Великой отечественной войны

С первых дней Великой Отечественной войны (1941-1945гг.) артисты цирка выступали на мобилизационных пунктах, на вокзалах перед отправкой фронтовых эшелонов, в госпиталях.

В 1941, в годовщину Октябрьской революции, Московский цирк направил большую группу артистов на фронт в районы Можайска и Волоколамска.

В июне 1942 в действующие части выехала бригада Карандаша, а в августе - бригада Вяткина, обслуживавшая фронты в течение 3 лет. В этом же году при Московском, Саратовском и других цирках, были созданы фронтовые цирки.

Специальный цирковой коллектив был образован под руководством Е. Гершуни при Ленинградском доме Красной Армии (премьера 23 февраля 1943г.). Он давал представления на Ленинградском фронте, а также в самом городе. Программа открывалась публицистическим прологом "Фашистский зверинец". Остросатирический конферанс осуществлял К.Гузынин и клоун Павел Алексеевич. Представление шло на фоне своеобразной конструкции, изображавшей цирковой амфитеатр.

9 мая 1945 года артисты советского цирка выступали перед воинами-освободителями на лестнице поверженного рейхстага.

Среди участников фронтовых бригад и коллективов в годы войны были: А.Вадимов, Б.Вяткин, З.Гуревич, В.Гурский, В.Довейко, В.Дуров, П.Есиковский, А.Ирманов, А.Казини (Козюков), Карандаш, В.Лисин и Е.Синьковская, Павел Алексеевич, А. и Г.Поповы, Т.Птицына и Л.Маслюков, А.Рапито, Г.Россини, Сим (С.Маслюков), И.Символоков, Н.Тамарин, М.Туганов, Ф.Хвощевский и А.Будницкий и многие другие.

Много молодых талантливых артистов погибло в боях за Родину. Среди них: воздушный гимнаст И.А.Щепетков (1910-41), ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза, акробат М.М.Барляев (1912-43), клоун Л.И.Бондаренко (1898-1942), наездник и жонглер на лошади Н.Н.Никитин (1912-43), акробат-прыгун А.С.Павлов (1902-42), наездник-жокей А.И.Пушкин (1913-42), жонглер В.Б.Рославлев (псевд. - Бортар, 1920-41), велофигурист Г.М.Сергеев (1903-42), акробат и музыкальный эксцентрик А.В.Трипутин (1918-42), коверный клоун В.Б.Шестуа (1912-43), воздушные гимнасты А.С.Асланян, Н.П.Астахов, А.Е.Афанасьев, И.Ф.Кулешов, клоун А.А.Беляев (псевд. - Белянд), велофигурист П.Л.Ворошилов, сатирик М.В.Вургафтик (псевд. - Дамиров), жонглер В.А.Гурьев, артист-борец В.С.Денисов (псевд.-Зорин), наездник К.С.Дмитриев, акробат С.А.Донеман, эквилибристы П.Ильин, Г.А.Матарадзе, танц-акробаты братья П. и Н.Орловы, пластический акробат В.Н.Скляренко, акробаты Л.Грушкин, В.К.Давыдов, Н.С.Иголкин, Н.Озеров, В.Постников, И.Пустовой, Ф.Титаренко, Б.В.Ушаков, Л.Н.Цветков.

Лит.: Кузнецов Е., "Арена и люди советского цирка"., Л.-М.,1947 (с.159-210)

Вяткин Б. , "Жизнь клоуна"., Л., 1975 (с.37-82)

В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Нельзя не затронуть время Великой Отечественной Войны. В эти годы искусство не прекращало своего развития. Профессия артиста обрела новое общественное значение и нашла себе применение на линии огня.
В труднейших условиях, нередко в непосредственной близости от врага работники искусства дали сотни тысяч концертов, пройдя вместе с солдатами по трудным дорогам войны. Почти 4000 концертных бригад, включавших около 45 тысяч певцов, танцоров, музыкантов, выезжали на фронты Отечественной войны. «Трудно поверить, но 15-16 апреля 1942 года в армии проходили смотр художественной самодеятельности, 320 номеров было показано на его заключительном концерте», – можно прочитать в газете «Советская культура», опубликованной в послевоенное время.
Самодеятельные и профессиональные коллективы песни и пляски, артисты балетов и театров, музыканты, композиторы, студенты художественных учебных заведений – все они служили трём направлениям: служебно-строевой функции, общественно-церемониальной функции, культурно-просветительской деятельности, которые сложились непосредственно в военных ансамблях, оркестрах и хорах на протяжении их развития. Одни концертные бригады выступали перед воинами в городах и провожали музыкой и песнями маршевые роты, отправлявшиеся на фронт, другие постоянно давали концерты на самих фронтах, в госпиталях, третьи участвовали в воинских церемониалах, общественно-политических мероприятиях, парадах и погребениях павших воинов.
В Великую Отечественную Войну множество, различных, культурных направлений, существовавших в советской стране, «переплелись» друг с другом. Это связано с тем, что многие видные композиторы, известные артисты, балетмейстеры, музыканты в годы войны связали свою судьбу и творчество с армией и флотом. Ярким примером, характеризующим этот период, является фильм М.Слуцкого «Концерт фронту» 1942 года.
Композиторы: В.Мурадели – руководил в годы войны ансамблем песни и пляски Военно-Морского флота; Н.Будашкин – возглавлял ансамбль песни и пляски Краснознаменного Балтийского флота. В годы войны продолжали свою активную творческую деятельность А.В.Александров, явившимся автором двух важнейших и наиболее распространенных произведений служебно-строевого репертуара периода войны: «Гимн Советского Союза» и «Священная война»; а также С.Чернецкий, написавший за четыре года войны свыше 50 маршей. В числе участников фронтовых концертных бригад можно выделить таких солистов Большого театра, как М.Михайлова, И.Козловского, С. Лемешева, многих солистов Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова. Среди исполнителей русских, лирических эстрадных песен и романсов – Л.Русланова, К. Шульженко, Г.Виноградов. Среди балетмейстеров, ставивших в самодеятельных и профессиональных военных ансамблях наиболее известны: Р.В.Захаров, внесший в свои постановки сочетание хореографических фрагментов с нетанцевальными, режиссерски решенными сценами, и П.П.Вирский, создавший обобщающий образ армии-освободительницы, многонациональной по составу. Особенно интересно творчество и деятельность эстрадно-джазовых оркестров (популярных в то время как исполнителей вальсов, танго и фокстрота): Я.Б.Скоморовского (в 1941-45 годах руководивший джаз-оркестром в составе Центрального ансамбля Военно-морского флота), В.Ф.Коралли, Н.Г.Минха (руководивший в годы войны Театром Балтийского Флота), А.Н.Цфасман (возглавлявший джаз-оркестр всесоюзного радиокомитета).
Известные эстрадные певцы выступали под музыку военных ансамблей. Джазовые оркестры стали аккомпанировать танцорам военных организаций. Артисты балета, танцуя перед обычными людьми и воинами, наполняли свою хореографию героико-патриотической направленностью. Танцоры эстрадных направлений, работая вместе с артистами военных ансамблей, вносили в их хореографию различные формы выражения танца через виртуозные движения, акробатические поддержки, сложные технические приемы, развившиеся до войны на советской эстраде.
Репертуар и выразительные средства танцев, в связи с этими явлениями, в самодеятельных и профессиональных военных ансамблях значительно расширились и обогатились. В песенном и музыкальном репертуаре военных ансамблей, наряду с маршами, народным фольклором и классической музыкой, стали исполняться романсы, советское танго (сочетавшее в себе культуру романсов и маршевой музыки), фокстрот, появились тесные, неразрывные связи между жанрами симфонической, оперной, камерной и духовой музыки. Танцевальный репертуар стал строиться не только на почве народного танца, но и на сочетании элементов классического и разных жанров эстрадного танца, что отлично видно в появлении многих номеров и танцевальных сюит на военную тему в военных ансамблях и в самодеятельных коллективах после войны.
Великая Отечественная Война заложила основной «фундамент» в творчество военных ансамблей песни и пляски.